Разработка Горьковского завода конца 80-х, автомобиль ГАЗ-3307, стал четвертым поколением советских тягачей. До сих пор модель с карбюраторным силовым агрегатом поставляется для нужд Белоруссии. Девять комплектаций базового грузовика изначально предназначались на экспорт, для перевозки материалов и грузов в северных или тропических широтах, в качестве самосвала и даже автобуса.
История создания ГАЗ-3307
Если бы не развал Советского Союза, у автомобиля ГАЗ-3307 могло быть более достойное будущее с массовым производством. Базовое исполнение грузовика пришло на смену модели ГАЗ-53. Горьковские разработчики создали принципиально новый тягач, идеально подходящий для нужд сельского хозяйства.
Грузовая машина относится к классу среднетоннажных. Первым вариантом стала модель с карбюраторным двигателем. Выпускалась более 30 лет с 1989 года. В 1994 г. в массовое производство была запущена новая модификация, ГАЗ-3309 с турбодизельным мотором.
Разработка бортового образца будущего ГАЗ-3307 началась еще в 60-х годах. Основой модернизации послужили модели ГАЗ-53 и ГАЗ-54. Испытания продолжались несколько лет. Заводчикам хотелось сделать более удобной кабину, обновить дизайн кузова, модернизировать двигатель.
Интересно! Урал-5557 — технические характеристики, особенности модификации
На русских техников произвели впечатление авто западно-германской марки Дойц. В то время модели концерна поступали для работы в условиях Сибири. Перспективным стало направление по разработке дизельных моторов с воздушным охлаждением. Первые опытные варианты были созданы к 1979 году. Через пару лет закончили выпуск второй партии экземпляров.
На экспериментальной модели 4301 установили более вместительную кабину. В ней было два места, система вентиляции, отопление. Реконструкцию прошло рулевое управление. К 1984 году выпуск модели 4301 налажен не был. В связи с этим все усовершенствования перенесли в новый образ ГАЗ-3307.
Схема управления не поменялась. Кабина в итоге получила новый облик, экстерьер стал более прямой, а двигатель остался бензиновым. Зеркала заднего обзора установили на дверцах. Передняя часть авто приняла более четкие очертания.
ГАЗ-3307 — технические характеристики
В основу создания популярной до сего дня модели ГАЗ-3307 легли опытные разработки ГАЗ-4301. В устройстве дизельного мотора с воздушной системой охлаждения в конце 80-х годов XX века видели перспективу. Но массово приступили к выпуску автомобиля ГАЗ-3307 в 1989 году с мотором, работающим на бензине.
Габариты грузовой модели (в см):
- кузов размером 50 на 23,80;
- промежуток между мостами — 45,70;
- ширина трехтонки при открытых дверцах — 33,50;
- ширина колеи — 22,10.
В длину самосвал немного больше бортовой модели грузовика. Величина составляет 6330 мм, размер дорожного просвета — 265 мм. Также модель с автоматическим управлением кузова отличается другими техническими параметрами:
- объем топливного бака — 105 литров;
- масса — 7,8 т;
- максимальная скорость — 90 км/ч;
- поднимает груз в 4,5 т.
Тягач ГАЗ-3307 производится с силовыми агрегатами трех конфигураций. Три типа двигателей в таблице:
Бензиновый | Инжекторный | Дизельный |
Карбюраторная система питания. Двигатель работает на топливе марок АИ-76 «Нормаль» и АИ-80 «Стандарт». Мотор четырехтактный. У него 8 цилиндров, система охлаждения жидкостью. Вес — 2,7 т. Экологический класс — 3. Мощность мотора — 124 л. с. Рабочая вместимость цилиндров — 4670 см³. | Впрысковая система распределения. Механизм клапанов снабжен гидро-компенсаторами. Экологический класс — 4. Масса мотора — 3,2 т. Мощность силового агрегата — 137 л. с. Емкость цилиндров — 4670 см³. Неэтилированный бензин АИ-92. | Три модели двигателей. Отличаются степенью компрессии, объемом камер сгорания, мощностью. Устройство рядное, четырехтактное с 4 цилиндрами. Охлаждение жидкостью. Турбонаддув. Модель ЯМЗ-53443 имеет 5 класс экологической безопасности. |
Интересно! Камаз-6460 — описание и технические характеристики
Снаряженный вес авто составляет 3,2 т. При загрузке товаром на максимум вес увеличивается до 7,8 т. По бездорожью грузовики ГАЗ-3307 отлично перевозят грузы.
Устройство ГАЗ-3307
Выпуск грузовых моделей Горьковского автозавода продолжается и сегодня. В 1996–1997 годах автомобиль прошел реконструкцию. Необходимо было усовершенствовать силовой агрегат в соответствии с экологическими требованиями. Но в основе современных моделей лежит неизменная прежняя конструкция.
Коробка передач в бензиновом двигателе механическая с 4 скоростями. В дизельном варианте также установлена механика, но уже с 5 ступенями. Для управления скоростями применяется сухое сцепление с гидравлическим приводом.
Рулевое управление автомобиля ГАЗ-3307 не оснащено гидравлическим усилителем. Хотя по отзывам владельцев, такое устройство не помешало бы. Направленное движение грузовика происходит за счет использования водителем механизма червячного типа.
Тормозная система оценивается как одна из самых надежных. Обладает повышенной эффективностью. По заключениям экспертов, при достижении скорости в 60 км/ч тормозной путь составляет 36,7 метра. Остановке машины способствуют два контура с вмонтированными усилителями вакуумного типа. Работают с помощью барабанных механизмов.
Даже при выходе из строя одного из тормозных контуров, авто все равно затормозит.
Разработчикам удалось создать авто, отличающееся отличной проходимостью. Это качество позволяет использовать грузовики и самосвалы при передвижении в сельской местности по бездорожью.
Комплектация ГАЗ-3307
Кабина изготовлена из стали, имеет две двери. Масса составляет 303 кг. Капот изготовлен в форме аллигатора. Окраска двухслойной эмалью с лаком.
Интересно! Технические характеристики и обзор ЗИЛ-4331
Для защиты от коррозии дно кабины обрабатывается мастикой, имеющей специальный пластизольный состав. При нанесении высушивается горячим способом.
Кресла в кабине для водителя и пассажира установлены отдельно. Воздух отапливается жидкостным радиатором. Грузовая платформа выполнена комбинированно: из металла и дерева. Борта стальные, откидываются как задний, так и боковые.
Разработчики базового варианта ГАЗ-3307 постарались создать вариации, учитывающие все случаи жизни. Цифровыми кодами послужили отличия в комплектациях:
- 0701 — грузовик для перемещения материалов в северных широтах;
- 072 — самосвал;
- 073 — для перевозки грузов и пассажиров;
- 074 — автобус для пассажирских перевозок;
- 075 — модель не выпускалась массово; двигатель работает на сжиженном газе, поступающим из баллонов;
- 076 — двигатель на сжатой газовой смеси;
- 078 — для мотора используется дизель;
- 0706 — вариант на экспорт для умеренного климата;
- 0707 — разработка для тропической зоны.
Интересно! Виды, устройство, характеристики самосвального кузова
Комплектации отличаются техническими параметрами. Сегодня автомобили ГАЗ-3307 изготавливаются на договорной основе для конкретных заказчиков небольшими партиями. Область применения самая различная. Стоимость модели зависит от комплектации:
- бортовой грузовик — 700 тыс. руб.;
- фургон — 850 тыс. руб.;
- грузовик с подъемником — от 1 млн руб.
Чем больше оснащенность, тем выше цена. Автомобили б/у стоят дешевле. Стоимость зависит от модификации и состояния. Возможная цена — от 100 до 300 тыс. руб.
Область применения ГАЗ-3307
Среднетоннажный тягач предназначен для передвижения по дорогам с твердым покрытием. Конструкция дает возможность перевозить объемные и тяжелые, в том числе сыпучие грузы. Транспортное средство достаточно маневренно. Отлично передвигается по бездорожью. Для участия в городском потоке также подходит.
Благодаря разработчикам Горьковского автозавода, модели используют в отличающихся климатических условиях. Как на юге, так и на севере России.
По наблюдениям водителей транспорт отличается особой выносливостью. Разные модификации авто предназначены:
- для перевозки грузов;
- в качестве самосвала;
- для участия в пассажироперевозках.
Главное применение — транспортировка различных грузов. Для каждой определенной задачи подбирается вид техники. На базовой платформе грузовика выпуска 80-х производят молоковозы, автомобильные вышки, мусоровозы.
Дополнительное усовершенствование тягача ГАЗ-3307 дало возможность на его базе создать самосвал ГАЗ-САЗ-4509 специально для передвижения материалов в полях. С различными дополнениями модификаций были выпущены новые усовершенствованные модели 3308 и 3309.
Интересно! Камаз-4308 — технические характеристики
Плюсы и минусы ГАЗ-3307
Конструкторы Горьковского автозавода добились множества положительных качеств конструкции при разработке ГАЗ-3307. Но имеются у грузовика недостатки. Сравнительная характеристика автомобиля с плюсами и минусами в таблице:
Достоинства | Недостатки |
Высокий клиренс обеспечивает хорошую проходимость.
Запчасти и комплектующие стоят недорого, легко заказать. Система тормозов надежная. Грузовики б/у стоят недорого. Можно купить на вторичном рынке. Кабина комфортна устроена. Мотор надежно выполнен. Авто в управлении не доставляет проблем. Устройство просто и понятно. Небольшие габариты (в мм): длина/ширина/высота — 7850/2340/2400. Борта удобно открываются для загрузки. Грузовик прост в эксплуатации. Удачно подходит для городских кварталов и сельских районов. |
Расход бензина значительный. При скорости в 60 км/ч требуется 19,6 л. При достижении 80 км/ч тратится 26,4 л. Для агрегата, работающего на дизеле, данные в 15,5 л и 19 л соответственно.
Грузоподъемность — не более 4,5 тонны. Предельная мощность мотора — 137 л. с. Дизайн кабины слишком прост и незатейлив. В механизме рулевого управления отсутствует гидроусилитель руля. В силовом агрегате с карбюратором коробка передач недостаточно синхронизирована. Явно слышен шум КПП при переключении. |
Уровень безопасности в кабине автомобиля обеспечивается удерживающими от передвижений ремнями для пассажира и водителя.
1986 год стал вехой отчета разработки грузовой машины марки ГАЗ-3307. Уже через 3 года Горьковский завод приступил к массовому выпуску машин. Модели с различными модификациями выпускаются и по сей день. Стоимость авто колеблется от 700 тыс. до 1,2 млн. руб.
Варианты грузовика, самосвала, автобуса выпускаются под заказ с бензиновыми или дизельными двигателями. Разработка советских техников универсально подходит для нужд сельского хозяйства в северных и южных широтах.