Коробка передач Камаз — технические характеристики, схема и ремонт

На КамАЗы могут устанавливаться две разновидности коробок передач — 5-ступенчатые и десяти. Первый тип КПП используется в конструкции обычных грузовиков. 10-ступенчатые агрегаты чаще монтируются на автопоездах.

Конструкция и как работает

Как и в любом другом автомобиле, в КамАЗе КПП предназначается для изменения крутящего момента. Последний передается ей на вал кардана от сцепления.

Конструкция КПП КамАЗа

Чаще всего на КамАЗах стоят 5-ступенчатые КПП. Их основными конструктивными узлами являются:

  • картер;
  • три смонтированных в нем вала в комплексе с шестеренками и подшипниками;
  • шестерни з/х;
  • крышка с блоком управления скоростями.

Интересно! Вакуумный усилитель тормозов Газели – устройство и технические характеристики

Впереди на картер КПП прикреплен картер сцепления.

Конструктивные особенности коробки на 10 ступеней

Базой КПП на 10 ступеней является обычная 5-ступенчатая коробка. Дополнением служит передний редуктор. Такое решение позволяет увеличить число передач для езды вперед до 10, а назад — до двух.

5-ступенчатая КПП в такой конструкции имеет некоторые отличия от стандартной. К примеру:

  • КПП фиксируется к картеру, сделанному вместе с картером сцепления;
  • кольцо нагнетания масла монтируется на валу не КПП, а делителя.

Интересно! КамАЗ 4310 — технические характеристики и грузоподъемность

Другие виды коробок

5-ступенчатую КПП-14 и вариант с делителем КПП-15 можно видеть на КамАЗах чаще всего. Но существуют и другие виды коробок, применяемых на такой технике:

  • 161 — 8-ступенчатая русско-немецкая коробка, устанавливаемая на тяжелых тягачах;
  • ZF — немецкие коробки с высокотехнологичными трансмиссиями и увеличенным сроком службы.

Существует также несколько модификаций устройств 14 и 15.

Все КПП различаются передаточными числами. Это позволяет значительно расширить сферу применения КамАЗов.

Технические характеристики

КПП КамАЗов имеют свои конструктивные особенности.

Узел, параметр Характеристики
управление механическое
спидометр 2 шестеренки сменные, червячная пара
шестерни кроме скоростей 1-ой и задней, с прямыми зубьями
синхронизаторы с кольцами в виде конуса (латунь), пальчиковые
подшипники двурядные сепараторно-роликовые
отбор мощности от КПП — с 2-ух сторон

Смена скоростей: правила

Переключение скоростей на КамАЗе происходит не по классической схеме и требует определенного навыка. Выполняется эта операция постепенно, путем плавного последовательного перехода по ступеням. При переключении коробки передач используются рычаг/сцепление. Меняя скорости на КамАзе, полагается выполнять следующие правила:

  • переключаться, выключив сцепление;
  • полностью выжимать педаль;
  • выполнять операцию на х/х с минимальными оборотами;
  • трогаться исключительно с 1-ой передачи.

Сама схема смены скорости выбирается в зависимости от разновидности коробок. Сложности при выполнении этой процедуры могут возникнуть для агрегатов 15 и ZF с делителем (наличие В/Н-режимов).

Схема смены скоростей КП с делителем

В таких устройствах для смены скорости следует:

  • передвинуть переключатель в положение «В» либо «Н»;
  • нажать, выждать 1 сек, отключить сцепление — скорость включится автоматом.
  • при использовании низшей/высшей передач поставить переключатель на «Н» либо «В», выжать сцепление, переключиться.

Коробка с делителем: эксплуатационные особенности

При ускорении на грузовике с КПП-15 самой удачной схемой является переключение 1В/2В/3В. Главные особенности начала движения на КамАЗах выглядят так:

  • плавный старт;
  • пониженные передачи при ускорении.

Как управлять КП КамАЗов

На КамАЗах с КП, дополненной делителем, на дорогах со значительной загрузкой желательно соблюдать такие рекомендации:

  • первые 4 скорости переключать в режиме «Н»;
  • выбрать 4 «В»;
  • далее — 5 «Н»;
  • 5 «В».

Переход на 2-ую скорость можно делать только при достижении количества оборотов 3 тыс/мин.

При подъеме

Двигаясь в гору, соблюдают такие правила:

  • едут на повышенной передаче;
  • 1 на 2 скорость меняют, выжав сцепление 2 раза;
  • маневрируя, одновременно нажимают на газ и подачу топлива.

Комментарий эксперта. Игорь, водитель:

«При движении грузовика вверх обороты должны составлять не менее 2000 мин-1 для предотвращения перегрева двигателя и прекращения его работы».

Спуски

С горы КамАЗы ездят, используя высшую передачу. С 1 на 2 скорость водители переходят, нажимая ногой на муфту. Маневрируя, добавляют газ для сглаживания оборотов. При движении с горы нельзя:

  • останавливать двигатель для экономии топлива — вызовет блокировку усилителя руля;
  • выключать системы доп. торможения;
  • выжимать до конца сцепление;
  • выключать сцепление и включать скорость при применении вспомогательного торможения.

Как двигаться по льду

Движение по льду зимой на КамАЗах имеет свои нюансы:

  • грузовик должен двигаться с запасом по скорости и хода по максимуму;
  • при торможении используется дополнительный узел остановки силового агрегата;
  • при аварийной ситуации колеса полагается останавливать во избежание заноса;
  • в крайнем случае для уменьшения ТП разрешается торможение мотором.

Занос

В такой ситуации:

  • нельзя трогать сцепление;
  • руль нужно выворачивать по движению заноса;
  • после выхода из заноса следует включать дифференциал.

Особенности смены скоростей в разных моделях

В разных модификациях КамАЗов переключение скоростей может иметь свои особенности.

Переключение коробки передач КамАЗ 5320 с делителем: схема

На КамАЗах 5320, как и на других моделях с КП, дополненными делителями, нельзя:

  • переключаться по В/Н при скорости от 30 км/ч;
  • двигаться на нейтралке;

Запрещено также включение з/х до окончательной остановки грузовика.

КамАЗ 4310: схема переключения коробки передач

На таких авто скорости переключают стандартным образом. То есть начинают движение с пониженных скоростей, работают с передачами поэтапно, выжав сцепление.

КПП машины на шасси 43118

На этой модели схема работы с коробкой передач также проста, но водителю стоит подробно изучить принцип функционирования трансмиссии. На КамАЗах 43118 часто возят тяжелые грузы. Поэтому старт на пониженной скорости в этом случае становится особенно актуальным. Эти грузовики оборудуются усиленной КПП с мультипликатором. Передаточные числа в них варьируются от 7.82 до 0.82.

КПП КамАЗ 65115

На КамАЗах с таким шасси также могут устанавливаться усиленные КПП. Иногда на них используются 9-ступенчатые немецкие коробки. Передаточные числа на КамАЗах 65115 могут варьироваться в пределах 9.47-0.75. Для задних скоростей показатель составляет 8.97.

Ремонт КП

Как и любые другие механизмы, используемые на автомобилях КамАЗ КПП могут ломаться.

Уровень масла: как проверить

Проверка наличия достаточного количества масла в КПП КамАЗа производится в несколько этапов:

  • выворачивают пробку;
  • насухо протирают указатель;
  • вставляют указатель на место до упора пробки в резьбу.

Как менять масло

Масло в КП КамАЗов меняют также по простой инструкции. Сначала прогревают масло для снижения вязкости, запустив двигатель. Далее:

1. Выкручивают пробки под картером и сливают масло (в КПП с делителем выворачивают заглушку и из его картера).

2. Очищают заглушки от удержанных на магните частиц металла.

3. Заливают масло в КПП, ориентируясь на верхнюю метку.

Демонтаж КП

Для ремонта коробку передач может понадобиться снять. Выполняют эту процедуру на КамАЗах по определенной схеме.

1. Откручивают 4 гайки и снимают кардан, демонтируют ПГУ, откручивают болты стартера.

2. Убирают трубки редуктора понижающего, отсоединяют рычаги переключения, поддомкрачивают двигатель.

3. Снимают траверсу.

4. Снимают тягу.

5. Убирают болты крепления системы выпуска.

6. Присоединяю таль с натяжкой, откручивают гайки боковых подушек.

7. Откручивают болты КП.

8. Сдвигают КПП от силовой установки талью до вала и вынимают коробку.

Как регулируется привод

Регулировку этого элемента в КПП КамАЗов делают так:

  • переводят рычаг на «нейтрально»;
  • ослабляют болты стяжные, выворачивают основные, делают зазор, навернув фланец на 1 (допускается на два) оборот;
  • ослабляют контргайку, стопорят шток;
  • используют винт для стопора рычага;
  • перемещают по резьбе фланец до штока;
  • выворачивают винт на 21мм и стопорят его гайкой;
  • выворачиваю на 31мм и стопорят.

Как правильно собрать

Сборка КПП КамАЗа производится в такой последовательности:

1. Устанавливается промежуточный вал.

2. Монтируется блок шестеренок передачи передней.

3. Собирается первичный вал.

4. Вторичный.

5.  Устанавливается вторичный вал.

6. Монтируется первичный.

Схема ремонта КП КамАЗ 5320 с делителем

Ремонт такой КПП включает в себя этапы:

  • разборку;
  • дефектовку;
  • замену вышедших их строя элементов;
  • сборку КПП.

Уход за КП КамАЗ

Отсутствие ухода за КПП грузовика приведет к таким неприятностям, как:

  • проблемы с переключением;
  • выбивание скоростей.

Помимо своевременной смены масла, обслуживание должно включать настройку:

  • люфта штока;
  • механизма переключений и пр.

Сколько стоит

Купить коробки передач КамАЗов в 2022 году можно по цене:

  • 14 — 60 тыс. р;
  • с делителем — от 100 тыс. р.

КПП КамАЗов — надежные устройства, обеспечивающие комфортное и безопасное движение грузовиков по дорогам. Соблюдение правил эксплуатации, обслуживания и ремонта коробок позволяет максимально продлить срок их службы.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Redactor/ автор статьи
Все о грузовых авто
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector