Какая максимальная масса грузового автомобиля и какой штраф за перегруз

Пользование любым транспортным средством подразумевает соблюдение нормативных документов, разработанных государством. В случае с грузовыми транспортными средствами основное требование к их использованию – максимально допустимая нагрузка на ось. Рассмотрим, какая разрешенная масса грузового автомобиля, включается ли в эту массу прицепное устройство и что грозит водителю за нарушенных установленных правил.

Какая разрешенная масса грузового автомобиля

Только от типа дорожного покрытия зависит, с какой разрешенной массой может передвигаться по ней грузовое транспортное средство. Все дороги в РФ подразделяются на 5 видов:

  1. Без твёрдого покрытия (5 категория);
  2. Дороги и трассы, покрытые частично гравием и булыжниками (4 категория);
  3. Дороги с небольшой пропускной способностью и небольшой загруженностью, как правило, используется асфальтное покрытие (3 категория);
  4. Большие магистрали с высокой интенсивностью движения и тяжёлым покрытием (1 и 2 категории).

Интересно! Технические и эксплуатационные характеристики КАМАЗ 65115 – отзывы владельцев и цена самосвала

В России большинству дорог присуждены категории 4 и 5, на остальные 3 категории остаётся всего 10% от всех дорог в стране.

В соответствии с этим делением все эти категории делятся на два типа: А и В. Категории 1-3 относятся к типу А, а 4 и 5 – к типу В.

Общая масса

О том, какая общая масса грузового автомобиля разрешена, говорится в Правилах дорожного движения. Там указывается такое разграничение:

  • для двухосных – не более 18 т;
  • для трехосных – не более 25 т;
  • для четырехосных – не более 32 т;
  • для пятиосных – не более 35 т.

Стоит понимать, что любое грузовое транспортное средство – это серьёзная нагрузка на дорожное полотно. Не любое покрытие может выдерживать такую нагрузку, и для этого мы установили лимиты по максимально разрешенной массе грузового транспортного средства и разделили все дороги в стране на категории. Это делалось для того, чтобы как можно дольше сохранить целостность дорожного покрытия, а значит, снизить налоговые отчисления всех автомобилистов, которые они вносят в бюджет страны ежегодно.

С прицепом

О том, какая допустимая масса грузового автомобиля с прицепом, прописано в законодательстве. Четко указано, что прицеп становится частью транспортного средства, а значит, его масса включается в общий показатель. При весе транспортного средства 6 т (согласно паспорту) и весе прицепа 3 т общая масса автомобиля будет 9 т.

Кем и где проверяется вес грузовых авто

Контроль соблюдения допустимой массы грузового автомобиля проверяется сотрудниками Государственной автомобильной инспекции на основании установленных документов, в частности Федерального закона № 257 и Постановления Правительства № 272. Инспектор ГАИ проверяет основные требования к грузовому транспорту, в которые входят максимальная допустимая масса транспортного средства и нагрузка на ось.

Проверка производится только на специальных постах (передвижных или стационарных), которые оборудованы техническими устройствами для замера веса.

Как рассчитывается вес

Замер веса грузового транспортного средства определяется динамическим или статичным способом. В первом случае инспектор ГАИ устанавливает специальные датчики в области, где будет должно проехать грузовое транспортное средство. Оно проезжает в выделенной области со скоростью 5 км/ч, а датчики за счёт определения давления на поверхность покрытия, по которому ехало транспортное средство, определяют его массу.

Минус такого способа в том, что есть определенная погрешность – как правило, не более 3%. Она не столь существенна, но в некоторых случаях может оказаться критической.

Интересно! Технические характеристики КамАЗ-43118 в цифрах и модификации

Во втором случае используются специальные весы, на которое заезжает грузовое транспортное средство и они определяют вес автомобиля. Такой способ более приемлем из-за точности, но при этом не каждый пост оборудован такими весами.

Вес транспортного средства – это не только масса всей его конструкции, но и масса топлива, которое непосредственно находится в баке и на борту, плюс вес водителя (по законодательству вес среднестатистического водителя равен 75 кг, эту массу и взяли за норму).

Расчёт нагрузки на каждую отдельную ось имеет относительный и неточный характер: задняя всегда загружена больше передней из-за местоположения груза. Чтобы определить нагрузку на заднюю ось, необходимо взять:

  • массу автомобиля (из ПТС или техталона);
  • фактический вес груза.

Эти два показателя складываются и умножаются на значение 0,75 (примерный показатель нагрузки на прицеп, оставшиеся 0,25 идут на тягач). Если транспортное средство оснащено более чем двумя осями, то принято получившееся значение делить на количество задних осей. Соответственно, нагрузка на переднюю ось бывает существенно ниже, в некоторых случаях этот показатель достигает коэффициента 3 или даже 4.

Допустимый перегруз, в том числе на ось

Максимально возможный перегруз грузового транспортного средства определяется ст. 29 п. 2 вышеуказанного закона № 275. В этом нормативном документе указано, что эксплуатация грузового транспортного средства  запрещена, если перегруз на одну из его осей более чем 2%.

Пример: по СТС масса авто составляет 6 т, масса груза 7 т, грузовое транспортное средство является двухосным. Получается, максимальная нагрузка на ось составит (6 т + 7 т) × 0,75 = 9,75 т (на заднюю ось). В таком случае, если на дороге установлен знак с максимальной нагрузкой на ось в 9 т,  эксплуатация запрещена.

Если мы возьмём те же значения массы ТС в 6 т и массы груза в 7 т, но транспортное средство будет трехосным, то максимальная нагрузка на ось составит: (6 т + 7 т) × 0,75 = 9,75 т, но это значение мы делим на 2 – по количеству задних осей. Получаем 4,88 т, и в этом случае эксплуатация будет разрешена.

Существует несколько значений, указанных на знаках «Ограничение максимальной нагрузки на ось» – они варьируются от 2 до 20 тонн. Данные знаки устанавливаются в соответствии с типом покрытия и его пропускной способностью.

Какой штраф за перевес грузового авто в 2022 году

За перегруз грузового транспортного средства более чем на 2% предусмотрено административное наказание, которое регулируется Кодексом об административных правонарушениях, в частности ст. 21.12.1. Исходя из этой статьи, нарушение может применяться к 3 лицам:

  • к водителю;
  • к должностному лицу (экспедитор или тот, кто отправил грузовое транспортное средство);
  • к организации, владеющей грузовым транспортным средством.

В зависимости от превышения максимально разрешенной массы грузового транспортного средства в КоАП предусмотрены следующие санкции:

  1. Для водителя: 1-1,5 тыс. руб. при перегрузе 2-10%, 3-3,5 тыс. руб. при перегрузе 10-20%, 4-5 тыс. руб. и/или лишение прав на срок до 3 месяцев при перегрузе 20-50%, 7-10 тыс. руб. и/или лишение прав на срок до полугода при перегрузе более чем на 50%.
  2. Для должностного лица: 10-15 тыс. руб. при перегрузе 2-10%, 20-25 тыс. руб. при перегрузе 10-20%, 30-40 тыс. руб. при перегрузе 20-50% и 45-50 тыс. руб. при перегрузе свыше 50%.
  3. Для юридического лица (владеющего ТС): 100-150 тыс. руб. при перегрузе 2-10%, 200-250 тыс. руб. при перегрузе 10-20%, 300-400 тыс. руб. при перегрузе 20-50% и 400-500 тыс. руб. при перегрузе свыше 50%.

Отсюда напрашивается логичный вывод: превышать максимально разрешенную массу авто за счёт веса груза и нагрузку на ось не только небезопасно для всех водителей, находящихся в этот момент на трассе либо вблизи неё, но ещё и недёшево.

Гораздо проще потратить время и небольшую сумму на полную проверку транспортного на соответствие стандартам, чем нарушать закон и подвергать опасности жизни людей.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Redactor/ автор статьи
Все о грузовых авто
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: