Обзор и технические характеристики Зил 130

ЗИЛ-130 – легендарный грузовой автомобиль средней тоннажности, способный перевозить до 6,5 тонн груза. Автомобиль увидел свет в 1962 году и практически в неизменном виде просуществовал до 1994 года. В 1986 года немного перелицованный ЗИЛ-130 начал выпускаться под названием ЗИЛ-431410, который выпускался уже в России до 2014 года. Сегодня этот автомобиль является самым массовым продуктом ЗИЛ и используется сегодня на строительных площадках, в перевозке объемных сыпучих грузов, техники и многого другого. Характеристики ЗИЛ 130 разнятся в зависимости от мотора и компоновки автомобиля, о чем и будет дальше статья.

Главные особенности конструкции

ЗИЛ-130 появился в 1962 году, практически неизменным он выпускался до 1986 года, после чего выпускалось сразу две версии с разными названиями. Модифицированная версия получила кабину от другого автомобиля, тоже ветерана ЗИЛ, однако по внутренней начинке и возможностям являлась все тем же 130-м.

Комментарий эксперта: «Автомобиль интересен прежде всего тем, что использовался «для всего» и это практически в прямом смысле этого выражения. Так, автомобиль стал основой для пожарных машин, самосвалов, автобусов, автомобилей аварийных служб с вышками, копровых установок и многого другого.»

В базовой версии авто оснащалось мотором с мощностью в 150 л.с., он карбюраторного типа, V-подобный, объем – 6 литров, является тяговым. Также авто с самой первой версии оснащалось ГУРом, КПП на 5 передач, а также трехместной кабиной и стеклоочистителем пневматического типа. В самом начале выпуска вместо стандартного зажигания был предпусковой подогрев мотора, со временем он был заменен на транзисторного зажигание. До 1970 года ЗИЛ-130 бортовые версии авто имели высоты в 68,5 см, а с 1970 года – 57,5 см.

Базовые технические характеристики ЗИЛ 130 следующие:

  • длина – около 6,675 метров, для некоторых версий – 6,52 метра;
  • высота – 2,4 метра;
  • ширина – 2,47-2,5 м;
  • колесная база -3,8 метра;
  • общая масса автомобиля – 4,3 тонны;
  • задняя ось способна поднять до 9,9 тонн, рекомендованное значение – 6 тонн для всего авто.

Также выпускаются и разные модификации этого грузового авто – 130Г – с колесной базой в 4,5 метра, 130В – седельные тягачи для перевозки контейнеров, 130 С- спецверсии для низких или, наоборот, высоких температур.

Технические характеристики ЗИЛ-130

ЗИЛ-130 – не просто культовый автомобиль, но и одни из самых удобных для своего времени. Так, в нем реализованы многие функции, которые не было у многих грузовых авто того времени в СССР. Среди особенностей стоит выделит:

Компрессор

В данном автомобиле установлена пневматическая тормозная система, основой которой является компрессор. По строению это колодочная тормозная система барабанного типа – действует при торможении сразу на все колеса.  Стояночный тормоз также барабанный, привод механический. Компрессор же имеет два цилиндра, охлаждение жидкостное. Эта особенность позволяет достаточно быстро реагировать на изменение условий езды, останавливая авто максимально быстро. Характеристики компрессора ЗИЛа 130 можно увидеть в инструкции к авто.

Интересно! Технические и эксплуатационные характеристики КАМАЗ 65115 – отзывы владельцев и цена самосвала

Бортовой

Бортовой ЗИЛ-130 оснащается моторов не в 150, а в 148 л.с., а модификация 1966 года уже имеет 150 л.с. и на 20% меньшее потребление топлива. ЗИЛ 130-А – авто с грузовой платформой, является, по сути, тягачом – цистерны, контейнеры, платформы.

Самосвал

ЗИЛ-130 Д используется для самосвалов ЗИЛ-ММЗ-555А и ЗИЛ-ММЗ-45022, которые применяются на разных полигонах, карьерах и при перевозке сыпучих и несыпучих строительных материалов. Может выпускаться с увеличенным шасси до 4,5 метров.

Пожарный

Пожарный ЗИЛ-130Г и АЦ-40 (130)-63Б – длиннобазный тягач, который может разместить на себе цистерну с водой или специальной пламегасящей жидкостью. В модели АЦ-40 (130)-63Б кабина увеличена, в ней может разместиться до 5 человек. Колесная формула 6 на 6, вместимость цистерны составляет 2400 литров.
Даже в современности все эти виды ЗИЛ-130 активно используются во многих организациях.

Двигатели Зил 130

ЗИЛ-130 получил мотор от уже существующего автомобиля ЗИС-125, который оснащался 220-сильным силовым агрегатом карбюраторного типа. Для снижения себестоимости производства мотор был упрощен и подогнан под 148 л.с., так как считалось, что такой мощности достаточно для работы практически в любых городских условиях, для которых и создавался автомобиль. Проблемой мотора было то, что он потреблял столько же топлива, сколько и 220-сильная версия. Через несколько лет появился более доработанный мотор ЗИЛ-508. Двигатель ЗИЛ 130 характеристики – мощность 150 л.с., при этом потреблял на 20% меньше топлива от 148-литровой версии.  Версий ЗИЛ-508 было достаточно много, самая снаряженная имела целых 250 л.с., выпущен этот мотор был в 1984 году.

Этот силовой агрегат стал основным. Двигатель ЗИЛ 130 технические характеристики: карбюраторного типа, V-подобный, с объемом – 6 литров, является тяговым. В 1974 году в авто стал устанавливаться 110-сильный карбюраторный мотор, который стал еще более эффективным в плане потребления топлива.

Рулевое и тормозное управление

ЗИЛ-130 во всех модификациях оснащается гидравлическим усилителем руля, в разные годы рулевой управление дорабатывалось с целью обеспечить более маневренную езду на данной автомобиле. Рулевой колесо закрепляется на рулевом валы, который установлен на шариковых подшипниках на колонке.

Тормозная система пневматического типа, то есть имеет цилиндр, который равномерно распределяет давление на все колеса с целью остановки автомобиля. Как в случае с рулевым управлением, тормозная система дважды модернизировалась с целью улучшить ходовые качества авто и его устойчивость на разных грунтах.

Трансмиссия ЗИЛ 130

Коробка передач  в автомобиле имеет 5 передних скоростей и одну заднюю. КПП механического типа. Пятая передача в автомобиле прямая. КПП имеет синхронизаторы инерционного типа для всех передач кроме первой. Фиксаторы кольца были видоизменены для увеличения скорости переключения.

Колеса и шины

Автомобиль оснащается колесами дискового типа, замочные кольца разрезного типа, бортовые. Для закрепления нужно 8 болтов. Запасное колесо размещается практически во всех модификациях под платформой на специальном держателе. Обол имеет размер 7-20.

Шина на данное авто устанавливают разные. Так, это может быть 260-508, что примерно равно размеру –20. Все шины пневматического типа. Колеса разные в зависимости от оси установки, поэтому подбор нужно делать строго по инструкции, которая поставляется с авто.

Интересно! Технические и эксплуатационные характеристики КАМАЗ 65115 – отзывы владельцев и цена самосвала

Электрооборудование пожарного Зил 130

ЗИЛ-130 пожарного типа включает в себя такое электрооборудование:

  • генератор;
  • регулятор;
  • стартер;
  • отопитель мотора;
  • транзисторный коммутатор;
  • датчик температуры;
  • выключатель зажигания;
  • фонари;
  • магистральные транзисторы и многое другое.

Базовой электроники в автомобиле достаточно много, однако в пожарной модификации дополнительно имеется помпа для подачи воды, а также линия для подачи электроэнергии на сирену и световое оповещение.

Кабина ЗИЛ 130

Кабина ЗИЛ-130 может быть рассчитана только на двух людей – водителя и пассажира спереди, также есть версии типа 2+1, в которые есть одно место сзади для пассажира, кабина немного увеличена в размере.

Также существуют и версии на 4+1 посадочных места. Кабина в этом случае удлинена, опционально может вместить 5 взрослых людей, в пожарных авто рассчитана на 4 человека.

Стоимость ЗИЛ 130

ЗИЛ официально не производится с 2014 года, сегодня найти этот автомобиль в хорошем состоянии можно за 12-18 000 долларов, модификации 70-х годов можно найти и за условные 1,5-2 000 долларов.

Расход топлива

Расход топлива у данного автомобиля составляет 27 литров на 100 км езды, при этом марки бензина, которые можно заливать – АИ-72, АИ-74, АИ-76 и АИ-80. В некоторых версиях авто потребляет больше 27 литров, а в некоторых, как в случае с 110-сильным мотором, около 20 литров на каждые 100 км в городе.

Грузоподъемность самосвала

Грузоподъемность ЗИЛ-130 зависит исключительно от шасси и мощности мотора. Задняя ось способна выдержать от 6 до 9 тонн нагрузку, при этом максимально рекомендованная масса загрузки не должна быть больше 6-7 тонн. Некоторые версии ограничены всего 3-мя тоннами грузоподъёмности, что стоит учитывать, выбирая ЗИЛ-130.

Плюсы и минусы ЗИЛ 130

Самым большим преимуществом ЗИЛ -130 является его небольшая цена, которая сегодня не больше 18 000 долларов. Также стоит отметить неприхотливость данных автомобилей в использовании – они выдерживают высокие нагрузки при езде по пересечённой местности, могут перевозить большие объемы вещества. При этом стоимость обслуживания достаточно низкая из-за доступности запчастей. Комплектующие на данные авто не выпускаются с 2018 года, при этом их все равно много на отечественном рынке.

Среди интересных фактов стоит отметить, что примерно 50% подвижного состава пожарных частей России, Украины и Беларуси укомплектованы ЗИЛ-130 или модификацией ЗИЛ-131. Общий объем присутствия этого авто – около 4,5 млн. единиц, не считая зарубежные модификации.

Отзывы о ЗИЛ 130

Дмитрий, 52 года:

«Работаю на ЗИЛ -130 давно. Перевожу грузы только по нашему городу, он у нас небольшой. У ЗИЛа ход очень тяжелый и на большие расстояния эксплуатировать его тяжело.»

Олег, 49 лет:

«Езжу за рулем пожарной машины. Радует что машина даже сейчас справляется со всеми поставленными ей задачами.»

Отзывы о данном автомобиле преимущественно положительные. Так, отмечаются хорошие ходовые качества, дешевизна обслуживания и невысокая цена. Однако также многие пользователи активно говорят о том, что эта машина практически непригодна для комфортного передвижения на большие расстояния.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Redactor/ автор статьи
Все о грузовых авто
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: