Безопасность передвижения грузового транспорта в первую очередь зависит от соблюдения водителем правил дорожного движения (ПДД). Также большое влияние оказывают параметры установленных грузовых шин, от которых зависит протяженность тормозного пути, курсовая устойчивость, экономия ГСМ, управляемость и множество других эксплуатационных свойств. Поэтому важно знать, какие шины для грузовых автомобилей сегодня можно встретить на авторынке, как выбрать нужный товар и какие факторы влияют на срок их эксплуатации.
Классификация грузовых шин
Грузовые шины являются неотъемлемой частью грузовых транспортных средств (ТС). Широкий ассортимент таких машин и многообразие условий их эксплуатации вынуждают устанавливать покрышки, обладающие достойными характеристиками и высокой степенью безопасности.
Колеса грузовиков подвергаются немалым нагрузкам, поэтому особое внимание при выборе шин нужно обратить на её стойкость к износу. Маркировка шин грузовых автомобилей осуществляется по четырем факторам:
- виду протектора;
- эксплуатационным условиям на дороге;
- конструктивным особенностям;
- оси, для которой предусмотрено ее назначение.
Интересно! Редуктор Камаз-5320 — устройства и неисправности
По виду протектора
По типу протектора и условиям эксплуатации автошины разделяются по рисунку. Условно различаются по данному типу следующие автошины:
- Дорожного применения. Данный тип автомобильных шин служит для передвижения по асфальтным дорогам с наличием небольших ямок.
- Магистрального использования. Эта резина обеспечивает остаточный протектор шин грузового автомобиля с хорошим индексом слойности.
- Внедорожного применения. Данный тип шин отличается мощными грунтозацепами.
- Регионального использования. Рисунок этой покрышки («елочка») похож на протектор шин грузового автомобиля, используемого для сельскохозяйственной техники.
- Для применения в карьерах.
По монтажу
По монтажу на оси грузовые шины можно разделить на следующие классы:
- Для переднего моста. На шины передних колес приходятся большие нагрузки, как при движении, так и при торможении. Покрышки обладают продольными каналами для эффективного отвода воды.
- Для заднего моста. Поперечные каналы обозначены ярко. Они являются небольшими лишь на резине, используемой на асфальтовых дорогах.
- Автомобильная резина для прицепов не нуждается в слишком больших требованиях. Поперечные каналы на таких покрышках отсутствуют или слабо обозначены. Ремонт шин грузовых автомобилей такой модели не является сложным.
- Универсальная автомобильная резина для грузового транспорта может устанавливаться как на передней, так и на задней оси. Такие шины чаще всего рекомендуется устанавливать сначала на передние колеса, а по мере износа можно переставить на задние.
Для недопущения аварийных обстоятельств нельзя устанавливать рулевые шины на прицепы и полуприцепы.
По конструктивным особенностям
Шины также можно разделить по конструктивным особенностям:
- Радиальная автомобильная резина. В данном изделии кордовые нити расположены от одного борта к другому, без пересечения. У радиальных шин лучшая прочность, теплопроводность, а также стойкость к образованию трещин.
- Диагональные шины. Каркас данного типа резины выполнен из прорезиненных кордовых прокладочек с обвитием стержней вокруг. Высота шин грузового автомобиля должна соответствовать требованием безопасности на дорогах. Диагональную резину можно разделить на камерную и бескамерную.
Интересно! Технические характеристики МАЗ -6303
Кроме перечисленной классификации шины разделяются по сезонности:
- летние;
- зимние;
- всесезонные.
Индексы нагрузки и скорости грузовых шин
Современные автомобильные шины обладают немалым количеством маркировок для обозначения допустимой нагрузки, размера изделия и разрешенной скорости.
Индекс скорости шин является показателем, свидетельствующим о допустимой скорости, при которой свойства авторезины не деформируются, обеспечивая безопасность движения. К начальному показателю относится символ «А», гарантирующий высокие ходовые качества на скорости до 40 км/ч. К максимальному значению относится символ «Z», допускающий надежность шин на скорости более 300 км/ч. Большим спросом пользуются автошины с индексом скорости от «F» до «P».
Индекс нагрузки шин — это показатель, обозначающий степень нагрузки, которую могут выдержать покрышки без потери своих свойств. Данный показатель обозначается цифровым символом в диапазоне от 0 до 199, где «0» наименьшее сопротивление авторезины при нагрузке 45 кг, а показатель «199» свидетельствует о весе, который выдержит шина, равному 13 600 кг.
Интересно! Урал-5557 — технические характеристики, особенности модификации
Устройство грузовой шины
Конструкция грузовых автомобильных шин состоит из следующих элементов:
- Протектор. Он выполняет главную функцию, обеспечивая соответствующее сцепление с дорогой. Глубина протектора шин грузовых автомобилей обязана соответствовать требованием безопасности движения. Обычно он обладает двумя слоями: внутренним и внешним. Первому присущи лучшие значения теплоотвода для охлаждения автошины. Наружный слой является более прочным.
- Стальной пояс. Он выполнен из стали, обеспечивая защиту основы из резины. Благодаря ему сохраняется форма и структура покрышки, снижается сопротивление качению, повышается стабильность передвижения и период эксплуатации.
- Стальной кожух, который обеспечивает плавность передвижения.
- Внутренний слой. Он не допускает диффузию воздуха, регулируя степень влажности.
- Боковина. Выполняет защитную функцию от боковых ударов. Для ее изготовления используется каучук.
Демонтаж и монтаж грузовых шин
Перед демонтажем грузовой шины требуется убедиться в правильности посадки на ободе. Выкрутить золотник и стравить полностью воздух. Находиться возле колеса при выполнении данной операции опасно. Нельзя воздействовать на покрышку и диск сторонними предметами.
При монтаже покрышки требуется соблюдать технику безопасности и определенные правила:
- Перед монтажом и накачиванием колеса требуется проверить покрышку на отсутствие внутри сторонних элементов, дефектов корда.
- В новых покрышках желательно устанавливать новые камеры и флипперы. Камеру нужно вставлять сухую.
- Нельзя применять при обработке колеса растворы, содержащие бензин. Лучше пользоваться специальными смазочными растворами.
- При подкачивании покрышки рекомендуется использовать безопасную клетку и манометр для проверки давления в шине.
- После накачивания колеса нужно проверить вентиль на герметичность и давление в шинах грузовых автомобилей.
- Важным моментом является контроль посадки атрибутов колеса.
При монтировании грузовой шины запрещено:
- вставлять согнутую или испорченную камеру;
- поднимать давление в покрышке больше 2 Бар без защитных приспособлений;
- крепить стопорное кольцо в процессе подкачивания;
- давить на шину или диск сторонними элементами;
- подкачивать колесо без проверки дефектов шины и камеры.
Интересно! Камаз-54115 — технические характеристики
Правила эксплуатации и хранения грузовых шин
Для более продолжительного периода эксплуатации автомобильных покрышек необходимо соблюдать рекомендации по правилам эксплуатации и хранения шин.
Если колёса находятся в сборе, то сохранять их рекомендуется в горизонтальном положении. При этом высота стопки не может превышать 1,5 м. Отдельные покрышки можно хранить вертикально.
Немаловажную роль при хранении автомобильных колес играют виды помещений, которые обязаны соответствовать определенным требованиям:
- в помещении не должно быть солнечного света, и оно должно быть сухим;
- в здании не допускается хранение устройств, испаряющих озон;
- не допускается использование нагревателей около места хранения автомобильной резины;
- нельзя размещать в помещении для хранения покрышек нефтепродукты и химикаты, которые отрицательно сказываются на качестве резины.
Для увеличения срока эксплуатации и хранения грузовых шин необходимо выполнять следующее:
- при выборе шин для грузовых ТС требуется учитывать рекомендации производителя;
- перед выездом непременно необходимо проконтролировать давление в шинах грузового автомобиля и при необходимости отрегулировать его, периодически оценивать износ автопокрышек;
- в начале движения нужно трогать плавно, а также избегать резкого торможения во время езды;
- размещать груз равномерно, не допуская перегруза ТС;
- периодически проверять затяжку колес;
- после каждых 5 000 км пробега требуется переставлять колеса с обязательной их балансировкой.
Производители грузовых шин
Современные автомобильные шины производят в РФ, используя передовые технологии, которые вполне могут составить конкуренцию зарубежным изделиям.
Ниже приводится перечень предприятий, изготавливающих покрышки в РФ. Сюда относятся:
- Кировское автошинное предприятие;
- Барнаульский АШК;
- «Кордиант», соединяющий несколько автопредприятий;
- ЗАО «Воронежский АШЗ», являющийся итальянским холдингом Pirelli;
- Завод «Уралшина»;
- Нижнекамский АШЗ;
- ООО «Нокиан Шина»;
- Калужский «Континенталь».
Среди зарубежных компаний можно назвать наиболее популярных производителей грузовых шин, таких как:
- Bontyre;
- Bridgestone;
- Doublestar;
- Matador и прочие компании.
Представленные производители грузовых шин сегодня обеспечивают необходимые типоразмеры автомобильных покрышек, используемых в РФ, согласно таблице шин грузовых автомобилей, регламентирующих установку изделий на грузовиках. Отечественные грузовые шины разработаны для применения в различных условиях эксплуатации ТС, и они ничуть не уступают зарубежным аналогам.