В 1977 году Лихачевский завод начал серийный выпуск одного из самых популярных на территории СНГ грузового автомобиля. Им стала среднетоннажка ЗИЛ 4331. За всю историю производства с конвейера сошло более 1,6 миллионов грузовиков данной модели. Большинство этих не прихотливых и надежных авто до сих пор в строю, востребованы в пожарной охране, коммунальном хозяйстве и прочих отраслях народного хозяйства. В этой статье представлен обзор ЗИЛа-4331.
История модели и назначение ЗИЛ-4331
В 70-ые годы 20 века на территории СССР наблюдалась ощутимая нехватка производительной техники с выносливым характером и высокими эксплуатационными данными. Перед инженерами Лихачевского и Камского автозаводов была поставлена сложная задача. При решении которой они создали уникальный по своему времени грузовик. С одной стороны, она выступала модификацией КамАЗа, но оснащалась улучшенной оптикой, обновленным двигателей и более современным внешним видом. Получился автомобиль, отличающийся проходимостью и надежностью.
В 1977 году с конвейера сошел первый выпуск ЗИЛ 4331 – это был грузовик дизель, но опытный образец получил свое название лишь в начале 80-х годов. Вплоть до 1985г. модель проходила доработки. Только в этом году была утверждена его конструкция и с 1987г. начался серийный выпуск автомобилей ЗИЛ – грузовой автомобиль ЗИЛ 4331.
Первые грузовики оснащались бензиновым мотором 150 лошадей в тандеме с 5-скоростной механикой. Уже позже начался выпуск дизельных версий. Силовая установка имела дизельный атмосферник 165 лошадей с объемно-пленочным смесеобразованием. К нему в пару устанавливали 9-скоростную механическую синхронизированную трансмиссию.
Интересно! Камаз 54901 — технические характеристики и модификация
Стандартная внешность грузовика напоминает крупный прямоугольник. Спереди выделяется высоко расположенная решетка радиатора. Эта деталь привлекает внимание, занимая много места. Резко отходят от кузова в стороны боковые брызговики. Они прячут глубоко посаженные колеса. Прочный металлический бампер выступает спереди и обеспечивает дополнительную защиту, а его концы охватывают практически весь кузов, защищая кабину от повреждений. Кабина оператора получила довольного угловатое строение.
Самосвал ЗИЛ 4331 дизель подходит для перемещения разнообразных грузов. По своему времени – это самый универсальный грузовик: щебень и песок, гравий и камень, жидкий бетон, удобрения, дерево и крупные металлоконструкции.
Автомобили ЗИЛ 4331 сегодня имеют порядка 10 модификаций, которые вышли в свет благодаря регулярной модернизации грузовика. Наиболее прогрессивной доработкой специалисты называют модель 1992г. Она получила место для полноценного отдыха 2 человек. Более мощный мотор на 200 лошадей объемом 9,55 литра и обновленные боковые обтекатели быстро нашли своего покупателя и снискали его любовь. Все последующие преобразования были ориентированы на установку современной кабины на старые шасси.
Основные модификации ЗИЛ 4331:
- 433100 – базовая модель с ДВС ЗИЛ 645;
- 433102 – имеет шасси базовой версии;
- 432900 – дизельная версия с короткой базой;
- 433104 – пожарный автомобиль;
- 433116 – экспортная модель;
- 4332А – несерийная версия с длинной базой и мотором 645;
- 442100 – седельный тягач с колесной базой 3,8 м;
- 442160 – седельный тягач с колесной базой 3,3 м;
- 442300 – седельный тягач с колесной базой 4,5 м оснащен спальной кабиной.
Интересно! Технические характеристики и обзор ГАЗ-62
Неприхотливая и надежная модель грузовика с многофункциональным кузовом и удобной кабиной оператора широко востребована в сельском хозяйстве, лесной и коммунальной службе, строительстве.
Особенности конструкции ЗИЛ-4331
Простота конструкции ЗИЛа выступает залогом его надежности. С первых версий автомобиль получил просторную кабину с прекрасным обзором, расположенную под рессорами ЗИЛ 4331. Первоначально для доступа к основным узлам и деталям двигателя необходимо было поднять одновременно крылья, решетку радиатора и капот, что перекрывало доступ к ремонту на случай аварии с перекосом рамы. Это заставило инженеров перейти на привычный аллигаторный тип открывания капота и перенести навесное оборудование мотора.
Установка на бампер освещения стала главным отличием ЗИЛа-4331. Здесь расположились поворотные указатели, габариты и фары. Передняя часть кабины оснащена пластиковой решеткой радиатора. Пластик раньше не применялся на грузовиках.
Ничем не примечательная отделка кабины сохраняет невысокий уровень шума и дает возможность лицам внутри свободно общаться при движении. Также она удерживает тепло и дает комфорт даже в холодное время года. Все три сиденья в кабине оснащены ремнями безопасности. Посажена кабина на два амортизатора. Цельнометаллический блок кабины легко откинуть вперед. Лобовое стекло ЗИЛ 4331 обладает хорошим углом обзора.
Интересно! Техосмотр 2022 для грузовых автомобилей — регламент
Рассчитанный на отечественные условия эксплуатации автомобиль не имеет проблем с подбором топлива и расходников. Резину можно использовать российскую наряду с импортной с учетом размеров колеса.
Основные достоинства модели:
- отличная проходимость;
- внушительная грузоподъемность;
- хорошая герметичность салона;
- недорогое сервисное обслуживание за счет сокращения точек смазки шасси и автоматике регулирования тормозной системы ЗИЛ 4331.
Выпуск грузовиков прекращен в 2004г., но возможность приобретения запчастей для его ремонта сохраняется по доступным ценам.
Технические характеристики ЗИЛ-4331
Модификация и длина колесной базы определяет грузоподъемность ЗИЛа-4331. Этот показатель колеблется от 6 тонн до 8 тонн. Колеса расставлены по принципу 4 на 2. Снаряженная масса грузовика составляет 5,5 тонн.
Технические параметры:
- расход топлива – от 18,4 литра на сотню км до 25,7 литров в составе автопоезда;
- максимальный разгон – 95 км/ч, а в качестве автопоезда 85 км/ч;
- длина тормозного пути – 25 м у одиночки и 26,5 м у автопоезда;
- емкость топливного бака – 170 литров.
ЗИЛ-4331 оснащается следующими видами силовых агрегатов:
- 508.10 – четырехтактный бензиновый V-образный мотор рабочим объемом 6 литров. Развивает мощность 150 лошадок при максимальном крутящем моменте 402 Н*м. 8-цилиндровый чугунный блок двигателя оснащен карбюратором в качестве питания и жидкостной системой охлаждения. Ресурс работы составлял 350 тыс. км. Класс экологической безопасности Евро-5;
- 508300 – четырехтактный бензиновый V-образный движок рабочим объемом 6 литров. Развивает мощность 134 лошадок при максимальном крутящем моменте 377 Н*м. 8-цилиндровый чугунный блок двигателя оснащен карбюратором с электроуправлением в качестве питания и жидкостной системой охлаждения. Класс экологической безопасности Евро-3;
- 645 – четырехтактный дизельный V-образный мотор рабочим объемом 8,75 литров. Развивает мощность 185 лошадок при максимальном крутящем моменте 510 Н*м. 8-цилиндровый чугунный блок двигателя оснащен дизельным питанием и жидкостной системой охлаждения. Самая производительная версия.
Устройство ЗИЛ-4331
Конструкция ЗИЛ-4331 опирается на мощную раму высокой прочности. Ведущий мост оснащен зависимым типом подвески с рессорами в форме полуэллписа и скользящей торцевой частью. Вместе с ними работает парный амортизатор. Зависимого типа задняя подвеска укомплектована парой рессоров в сочетании с дополнительными узлами. Такая компоновка позволяет грузовику выдерживать максимум нагрузки, в том числе выполнять функции автопоезда массой до 23 тонн.
Последние модели грузовика не имеют устаревшего барабанного механизма собственной тормозной системы. Инженеры создали продвинутую систему торможения, включающую 2 контура пневматического вида. Основной контур тормозов сочетается с совмещенным дополнительным и стояночным контурами. Стояночный воздействует на задний мост через механический энергетический аккумулятор. Спиртовые предохранители защищают конденсат в системе торможения от замерзания.
Тормозные колодки ЗИЛ 4331 дополнены специальным протектором колес, скопированным с вездеходов. Это повышает качество сцепления ЗИЛ 4331 с грунтом. Тандем мягкой подвески и большого диаметра колес гарантирует возможность преодоления участков с плохим дорожным покрытием.
Интересно! Технические характеристики грузового автомобиля ГАЗ 66
ЗИЛ 4331 имел два вида коробки передач:
- до 2009г. основной была 9-скоростная синхронизированная механика с однодисковым сцеплением, планетарным демультипликатором и пневматическим гидроусилителем;
- позже вышла 6-скоростная механика с сухим однодисковым сцеплением.
Рулевое управление имело гидравлический усилитель. Редуктор на ЗИЛ 4331 отличается простотой строения. Секрет привлекательности и надежности модели кроется в сочетании минимума инноваций и наличии дополнительных функций.
Цена ЗИЛ-4331
Поскольку ЗИЛ-4331 снят с производства, приобрести его можно только на вторичном рынке. Несмотря на возраст грузовики пользуются спросом у отечественного покупателя. Модели автомобиля оцениваются следующим образом:
- 1991-1993 г.в. – 120-140 тыс. руб.;
- 1998-2000 г.в. – 340-420 тыс. руб.;
- 2006-2008 г.в. – 540-630 тыс. руб.
Проходимый и выносливый универсальный грузовой автомобиль ЗИЛ-4331 охватил не одно поколение водителей. Он всегда имел удобную теплую и нешумную кабину. За многие годы выпуска двигатель и технические узлы многократно модернизировались, стараясь шагать в ногу со временем. Модель снята с производства, но за счет своей невероятной надежности и неприхотливости до сих пор пользуется спросом. Автомобиль прост и недорог в ремонте и обслуживании.