Автомобиль ГАЗ 66 (образное народное название Шишига или Шишка, по созвучию с номером модели), немного не дотянул по количеству выпущенных машин до миллионного тиража. Учитывая модификации, неоднократный призер международных выставок, выпускался более 4-х десятилетий.
Год выпуска грузового автомобиля ГАЗ 66
Всего через 12 лет после Великой Победы появились первые опытные экземпляры среднетоннажного грузового авто, однако выпуск был налажен только 7 лет спустя, из-за отсутствия достаточно мощного собственного мотора для запуска серии. В перерыве между опытными экземплярами и массовым выпуском, стартовавшим в июле 1964, производился ГАЗ-62. Предсерийное производство Шишиги стартовало двумя годами ранее, затем было принято окончательное решение о сворачивании производства предшественника и разворачивании более грузоподъемного автомобиля ГАЗ 66
По некоторым сведениям, на этом настоял главнокомандующий сухопутных войск, маршал В. И. Чуйков. Июль 1964 – дата постановки на конвейер, время старта многочисленных положительных событий:
- присвоения первому среди автомобилей советского периода Государственного Знака качества;
- получения золотых медалей на международных выставках в Москве и в Лейпциге;
- массового экспорта в социалистические страны;
- применения в армии (ВДВ и пограничных войсках, и не только) и в сельском хозяйстве.
1 июля, совсем чуть-чуть не дотянув до 35-летнего юбилея, Горьковский автозавод прекратил выпуск прославленного грузового автомобиля ГАЗ 66, вместо этого наладили выпуск другого автомобиля. Малотоннажный Садко стал более востребованным в демократической независимой России, переживавшей небывалый всплеск развития частного бизнеса и розничной торговли.
Интересно! Какой двигатель на КамАЗе: лучшие модели и их характеристики
Размеры ГАЗ 66
На фото автомобиль ГАЗ 66 производит грандиозное впечатление, хотя по нынешним временам немного уступает большегрузным и даже некоторым новым среднетоннажным автомобилям. Общее описание не отражает реальной картины, поскольку у каждого поколения были рестайлинги. Однако все автомобили на базе ГАЗ 66, несмотря на целевое предназначение и оснащенность, имели практически сходные параметры:
- Рестайлинг 1985, работавший до последнего года выпуска – вес 3,47 т, габариты 5655 x 2342 x 2440 мм, хотя в поставках были экранированные, с лебедкой, народнохозяйственные, с экраном и лебедкой в комплекте.
- Бортовой грузовик, в тех же габаритах: вес автомобиля ГАЗ 66 тоже сохранен.
- Первое поколение – армейский, бортовой (тоже был весом 3,47 т, в габаритах 5655 x 2342 x 2440 мм, только кроме экранированного и оснащенного лебедкой были авиадесантный и армейский).
Определение габаритных размеров происходит по трем параметрам кузова – длине, ширине и высоте. Назначение автомобиля ГАЗ 66 – совсем не в городском применении, поскольку величина машины закономерно означает сложность в управлении на загруженных дорогах мегаполиса. Но Шишига очень надежна и безопасна даже в условиях большого города, благодаря изначально удачной разработке проекта и последующих рестайлингах, изменивших ее предназначение, но не технические качества.
Предназначение грузового автомобиля
Тот факт, что заказчиком в советское время выступило оборонное ведомство, не означает, что Шишку можно использовать только в качестве армейского грузовика (тем более что и в армии ее с равным успехом применяли для транспортировки людей и грузов вариабельного предназначения). Устройство и тактико-технические характеристики автомобиля ГАЗ 66 изначально направлялись на:
- решение военно-транспортных задач;
- быстрое перемещение радиотехнических и других подразделений, обеспечивающих действия армии в вариабельных условиях;
- заправку, вездеход для штаба, медицинский (для больных и раненых, медпункт и даже дезинфекцию с душем в специализированных модификациях);
- некоторое время ГАЗ 66 применяли для транспортировки артиллерийских и реактивных систем, однако со временем такое вооружение стало для него слишком тяжелым.
Комментарий эксперта. Б. Вернадский, военный историк: «В отличие от проблемных для отечественного автомобилестроения 90-х, среднетоннажный грузовик в СССР был востребован в разных отраслях народного хозяйства. Характеристики автомобиля ГАЗ 66 позволяли использовать его в геологоразведке, сельскохозяйственных нуждах, в геодезии и строительстве. Такие авто легко передвигались по хорошим дорогам и не менее просто справлялись с бездорожьем. На базе ГАЗ 66 были созданы самосвал и тягач, которые пригодились для поездок в труднодоступных районах. Можно вспомнить и ГЗСА-731. Это специализированные фургоны для почты, медикаментов и хлеба, получившими широкое распространение в советское время.
Технические характеристики грузовика ГАЗ 66
Машина может проехать даже в тех условиях, где ультрасовременные, с электроникой, мониторингом усталости водителя и удобной кабиной не смогут пробраться. Рамную конструкцию в Советском Союзе делали только из высокопрочной стали.
Надежную проходимость по бездорожью обеспечивают и другие конструктивные особенности:
- привод на все 4 колеса;
- поставленная позднее система регулировки давления в шинах;
- большой клиренс;
- мощный серийный мотор.
Исключительные качества созданной несколько десятилетий назад модели автомобиля ГАЗ 66 объясняются и простотой рамной конструкции, которая дополнительно усиливает надежность ТС, обеспечивает ей возможность легко перемещаться в условиях бездорожья. Автомобиль заслуженно получил первый в стране Знак качества.
Интересно! Седельный тягач КамАЗ-5490 Нео – технические характеристики
Кабина
Общие размеры автомобиля ГАЗ 66 укорочены, благодаря использованию бескапотной схемы, что увеличило грузовую платформу, снизило высоту посадки и облегчило процессы погрузки и разгрузки. В кабине из цельного металла – два посадочных места и возможность подвесить гамак в поездках на дальние расстояния. От кабины с матерчатым верхом, взятой с прежней модификации, отказались спустя всего несколько лет.
Мотор и трансмиссия
Двигатель автомобиля ГАЗ 66 8-ми цилиндровый силовой агрегат, объем которого – 4, 25 тыс. куб. см, мощность – 120 л. с., количество оборотов в минуту – 3,5 тыс. Его выпускали на ЗМЗ, в Запорожье.
За несколько лет до прекращения выпуска, на небольшом количестве авто ставился дизель с турбонаддувом. Трансмиссия располагается справа и немного сзади водителя, некоторым это казалось неудобным, мешающим управлению автомобилем.
Скорость
90 км/час – не предел, если снять ограничитель, предусмотренный конструкцией, можно достигать и 120, но это уменьшает моторный ресурс и надобность в техническом обслуживании автомобиля ГАЗ 66 станет более частой.
Ресурс
На ТС установлены 2 бака. Сделанный в них запас позволяет без дополнительной заправки преодолеть 800 км (на 100 км, в зависимости от условий передвижения и состояния машины, нужно от 20 до 25 л. бензина марки 76 или 80.
Внешний вид грузовика
На момент нахождения в производстве схема устройства и технические характеристики автомобиля ГАЗ 66 давали основание безоговорочно утверждать, что в отечественном автомобилестроении у него не было ни аналогов, ни даже прямых конкурентов. ЗИЛ 131 и ГАЗ-53 были рассчитаны на другие задачи, из зарубежных можно было учитывать только грузовики Мерседес и Рено. Экспортные модификации были разработаны для стран с умеренным и тропическим климатом.
Фото грузового автомобиля ГАЗ 66 демонстрирует мощную и маневренную машину, с маленькой кабиной. Часто говорится о неудобстве посадочного и водительского кресла, о том, что автомобиль часто тюнингуют, и не всегда в полезных целях – можно увидеть яркие или камуфляжные окраски, кенгурятники или дуги на передней части.
Устройство грузового автомобиля
Конструкторы легендарного авто позаботились о том, чтобы его оборудование обеспечило больше преимуществ, чем недостатков (кроме расхода бензина и некоторых, легко устраняемых особенностей кабины). Габариты, клиренс, отличное распределение нагрузки на обе оси, надежный двигатель, полный привод – все это говорит, что списывать шедевр отечественного автопрома в раритеты нет ни оснований, ни желания. Его можно использовать в разных надобностях и ездить сколько угодно по бездорожью.
Интересно! ЗИЛ 157 – модификации и технические характеристики с фото
Особенности обслуживания ГАЗ 66
Владельцы автомобиля отмечают безотказность работы, особенно после проведения ремонта автомобилей ГАЗ 66, бывших в интенсивной эксплуатации или законсервированных. Шишига благодарно относится к минимальному уходу и редко подводит владельца: в Союзе на оборонку работали с особенным тщанием и актуальность среднетоннажного грузовика не подлежит сомнению.
Обслуживание автомобиля ГАЗ 66 доступно даже людям с ограниченным бюджетом – запчасти недороги, ремонтопригодность высокая, неприхотливость сказочная.
Цена автомобиля в 2022 году
Стоимость такой востребованной машины во многом зависит от модификации, и если целенаправленно искать самосвал или фургон автомобиль ГАЗ 66, то это может оказаться менее распространенным в продаже вариантом. Некоторые автовладельцы снижают шумность кабины, используя современные изоляционные материалы, ставят новые сиденья с повышенной комфортностью, все это может повлиять на стартовую отметку запрошенной суммы. Можно купить не только побывавший в употреблении, но и с консервации и хранения, цена автомобиля ГАЗ 66 колеблется от 350 до 650 тыс. руб.