ЗИЛ-133 — описание и технические характеристики

Крупнотоннажный грузовик ЗИЛ-133 серийно производился заводом им. Лихачева с 1975 по 2000 г. Машина пришла на смену легендарному ЗИЛ-130 и представляла собой модификацию повышенной грузоподъемности. Генеральным конструктором ЗИЛ-133 стал М. В. Кашлаков.

История создания ЗИЛ-133

Проектирование более грузоподъемного грузовика на базе пятитонного ЗИЛ-130 в СССР началось еще в середине 60-х годов. Уже тогда выпустили первые прототипы ЗИЛ-133. Машины 6х4 с тремя осями имели грузоподъемность в 8 т и оснащались более мощным, чем у базовой модели, двигателем. Модификация получилась удачной, но серийный ее выпуск постоянно откладывался.

Сомнение в необходимости производства ЗИЛ-133 у руководства страны возникло в связи с планируемым вводом в эксплуатацию Камского завода. На этом предприятии должны были выпускаться машины со сходными эксплуатационными характеристиками, но инновационной конструкции.

Интересно! Камаз 54901 — технические характеристики и модификация

Однако в 1975 г. ЗИЛ-133 поступили в производство. КамАЗы в те времена уходили по большей части на экспорт. К тому же в ряде случаев ЗИЛы могли быть более удобными в эксплуатации, к примеру, при установке на них автокранов. Первой моделью семейства стал ЗИЛ-133Г1. На машину устанавливалась длинная база, о чем и сообщала буква «Г» в индексе.

В 79-м году завод им. Лихачева начал выпускать модернизированный вариант грузовика ЗИЛ-133Г2. Грузоподъемность этой машины была увеличена до 10 т. В 1978 г. на предприятии сменили конфигурацию кабины всего модельного ряда грузовиков. Смена шла постепенно, но ЗИЛ-133Г2 выпускался уже только с новой кабиной.

В 1979 г. завод начал выпускать и другую модификацию — ЗИЛ-133ГЯ с дизелем КамАЗ. Эти автомобили отличались от других машин серии удлиненным капотом, под которым и находился силовой агрегат повышенной мощности.

ЗИЛ-133ГЯ оказался намного более производительной машиной, в сравнение с предшественниками. Поэтому уже в 1983 г. бензиновые 133Г2 были сняты с конвейера. Модификацию 133ГЯ начали выпускать уже большими сериями. Модель стала неплохой альтернативой КамАЗам. Производилась эта модификация до 1992 г. Затем она была модернизирована в 133Г40, получив кабину от новой линейки машин ЗИЛ-4331. Этот вариант грузовых авто на заводе Лихачева сходил с конвейера до 2000 г.

На базе модификации 133ГЯ были разработаны тягачи ЗИЛ-Э133ВЯТ с дизелем КамАЗ7403. Мощность мотора этого грузовика составляла более 250 л. с., благодаря наличию турбонаддува. Но в серию модель запущена не была.

Технические характеристики ЗИЛ-133

Разрабатывались автомобили ЗИЛ-133 для эксплуатации в умеренном климате. Лишь несколько экспортных вариантов более поздних моделей могут работать в тропиках. При необходимости грузовики ЗИЛ-133 допускается использовать в высокогорных регионах.

Эксплуатационные характеристики и область применения

Выполнять работы по транспортировке грузов на автомобилях наиболее популярной модификации 133ГЯ можно при соблюдении таких условий:

  • температура — от -40 до 40 °С;
  • пыль в воздухе — максимум 1 г/м³;
  • влажность — до 98%;
  • скорость ветра — до 20 м/с.

Машины модификации ГЯ могут выполнять роль тягачей в автопоездах с прицепами ГКБ8350 или имеющим схожую нагрузку (8 т). Бензиновые модели допускается эксплуатировать только как бортовые.

Интересно! Технические характеристики и обзор ГАЗ-62

Максимальная скорость всех модификаций ЗИЛ-133 составляет 80 км/ч, а высота погрузки — 1380 мм. Как бензиновые, так и дизельные агрегаты ЗИЛ-133 до сих пор показывают на дорогах отличные качества по мощности и удобству эксплуатации.

Комментарий эксперта. Юрий, водитель:

«При высоких скоростях эти советские машины сохраняют хорошую управляемость. Трехосная конструкция облегчает движение по пересеченным местностям».

В СССР эти автомобили чаще всего использовались в сельскохозяйственных работах. Также на базе ЗИЛ-133 в Советском Союзе часто устанавливались автокраны.

Технические характеристики

В плане технических характеристик и конструкции модели ЗИЛ-133 практически не отличаются от базовых ЗИЛ-130. Принципиальными отличиями в линейке стали:

  • 2 моста (ведущих);
  • передняя ось управляемого типа на прямой балке;
  • межосевой дифференциал на первом мосту с ручной блокировкой;
  • рама повышенной длины.

Характеристики модели 133ГЯ
силовой агрегат КамАЗ 4303/740.10, 210 л/с
цилиндры 8 шт.
КПП механика, 5-ступенчатая
база колес 4620 мм
охлаждение жидкостное
объем двигателя 10850 см³

Устройство ЗИЛ-133

Отличные эксплуатационные характеристики всех модификаций автомобилей ЗИЛ-133 определяются их конструктивными особенностями.

Интересно! Технические характеристики грузового автомобиля ГАЗ 66

Трансмиссия

Клапан в пневмомеханическом приводе переключения передач в грузовиках ЗИЛ-133 связывается в сцеплении с толкателем усилителя. Эта конструктивная особенность машин позволяет шоферу, не притрагиваясь к педалям, выбрать необходимую передачу в делителе и затем включать ее в определенный момент, просто выжав сцепление. При движении по местности со сложными условиями такая особенность ЗИЛ-133 может быть очень полезной.

Тормоза

Тормозная система 133-й модели состоит из 4 частей:

  • рабочей системы — главные воздушные тормоза;
  • тормозов, используемых на стоянках;
  • системы вспомогательной — используется при частых торможениях для уменьшения нагрузки на главные тормоза;
  • запасной системы — предусмотрена на случай отказа рабочей.

Основные тормоза у ЗИЛ 133-й серии барабанного типа.

Подвеска и шасси

Рама автомобилей конструктивно включает в себя два штампованных лонжерона, соединенных поперечинами. Ее жесткость обеспечивается особой конструкцией 1, 4 и 5 соединений. На поперечинах установлены:

  • на 1 — опоры мотора;
  • на 5 — тяглово-сцепное устройство.

Четвертое соединение представляет собой 2 одинаковые половины швеллерного типа. Обе подвески колес у машин зависимые. На колесах впереди установлены амортизаторы-телескопы и полуэллиптические рессоры. На задних — подвеска со шлангами реактивными балансирная на полуэллиптических рессорах.

Кабина

В кабине 133-х ЗИЛов, помимо шофера, может разместиться еще два пассажира. Кабина у конструкторов для своего времени получилась достаточно удобной для находящихся в ней людей. Несколько вентиляционных люков внутри отвечают за проветривание. Лобовое стекло дает отличный обзор как самой дороги, так и обочин.

Модификации ЗИЛ-133

В общей сложности на базе 133-х ЗИЛов на заводе Лихачева было разработано 17 модификаций. Это были самосвалы, тягачи и бортовые грузовые авто. Но большинство из этих машин не поступило на конвейер вообще или выпускалось мелкими сериями. Основными моделями грузовика, широко использовавшимися в народном хозяйстве, остались ЗИЛ-133Г1, Г1, ГЯ и Г40.

Интересно! Техосмотр 2022 для грузовых автомобилей — регламент

Модель 133Г1

Машина ЗИЛ-133Г1 имеет трехсекционные борта со стойками, установленными несимметрично. Для эксплуатации в качестве тягача она не предназначается. Поэтому машина оснащается не буксирным прибором а петлей самосвального шасси.

Технические характеристики модели 133Г1
двигатель бензин, на 150 л/с
цилиндры 8 шт.
рабочий объем 5996 см³
КПП механика, 5-ступенчатая, двухкамерная
охлаждение жидкостное

Грузовик модели 133Г2

ЗИЛ-133Г2 — также бортовая машина с бензиновым двигателем. С 1981 г. авто выпускалось параллельно с Г1. Конструктивно модификации Г2 базировалась на дизельной модификации ГЯ, к тому времени уже разработанной, но еще не поступившей в производство.

У модели Г2 конструкторами была улучшена ходовая часть:

  • на задней подвеске установлены усиленные рессоры;
  • добавлена еще одна балка в платформе.

Также были внедрены:

  • камеры тормозов с полезной поверхностью большей площади;
  • широкоугольная вилка в карданном валу.

По остальным характеристикам модель Г2, как и другие варианты 133-й линейки, до сих пор встречающаяся на дорогах России, ничем не отличается от Г1.

Машина 133ГЯ

Разработка дизельного варианта грузовика 133ГЯ началась уже в 1970 г. Однако выпуск его в производство неожиданно затянулся. Машина это была тяжелая, несущая же способность дорог в стране тогда была низкой. Тем не менее модель прошла межведомственные проверки и в конечном итоге была рекомендована к выпуску. Единственное, из-за повышенной нагрузки на ведущие оси, в отличие от предыдущих моделей, которые могли ездить по грунтовым дорогам, ЗИЛ-133ГЯ был предназначен для перевозок только по асфальту.

ЗИЛ-133Г40

От модификации ГЯ модернизированный ЗИЛ-133Г40 отличается улучшенными эксплуатационными и техническими характеристиками:

  • мотор машины лучше запускается в зимнее время, благодаря наличию электрофакельного устройства;
  • кабина грузовика отапливается.
Технические характеристики модели 133Г40
силовой агрегат дизель, ЗИЛ645 на 185 л. с.
объем 8743 см³
КПП механическая, 9 ступеней
колесная база 4610 мм

Интересно! Какой двигатель на КамАЗе: лучшие модели и их характеристики

Расход топлива ЗИЛ-133

Помимо отличных для своего времени характеристик, автомобили ЗИЛ-133 характеризуются еще и высокой степенью экономичности. Расход топлива этих грузовиков, в зависимости от модификации, составляет:

  • ЗИЛ-133Г1 и Г2 — 36 л бензина на 100 км;
  • ЗИЛ-133ГЯ — 26,5 л солярки на 100 км;
  • ЗИЛ-133Г40 — 23,7 л дизельного топлива на 100 км.

Плюсы и минусы ЗИЛ-133

К плюсам грузовых автомобилей ЗИЛ-133 современные водители, помимо экономичности, относят:

  • надежность конструкции;
  • простоту в ремонте;
  • невысокую стоимость запчастей;
  • удобство в эксплуатации в любых погодных условиях;
  • мягкое сцепление;
  • плавность управления и ровный ход.

По словам водителей, решившимися купить ЗИЛ-133ГЯ или ЗИЛ-133Г40, на 10-тонных моделях без опаски можно перевозить грузы весом и до 15 т. Пиломатериалов в кузове ЗИЛ-133 можно разместить до 12 м³.

Недостатки у этих старых советских автомобилей также имеются. В сравнение с современными грузовиками, кабина у ЗИЛ-133 достаточно шумная. В большинстве случаев кабину машины после приобретения водители модернизируют. Также в автомобилях ЗИЛ-133ГЯ при движении из-за увеличенного капота впереди образуется слепая зона.

Советские ЗИЛ-133 — надежные недорогие и ремонтопригодные грузовые авто, до сих пор с успехом эксплуатирующиеся на отечественных дорогах. Конечно, по технических характеристикам они уступают современным зарубежным и отечественным грузовикам. Однако для эксплуатации в фермерских хозяйствах, для мелких компаний или для ИП ЗИЛ-133 и в наши дни могут стать достаточно подходящим видом техники.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Redactor/ автор статьи
Все о грузовых авто
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: