- История создания ЗИЛ-133
- Технические характеристики ЗИЛ-133
- Эксплуатационные характеристики и область применения
- Технические характеристики
- Устройство ЗИЛ-133
- Трансмиссия
- Тормоза
- Подвеска и шасси
- Кабина
- Модификации ЗИЛ-133
- Модель 133Г1
- Грузовик модели 133Г2
- Машина 133ГЯ
- ЗИЛ-133Г40
- Расход топлива ЗИЛ-133
- Плюсы и минусы ЗИЛ-133
Крупнотоннажный грузовик ЗИЛ-133 серийно производился заводом им. Лихачева с 1975 по 2000 г. Машина пришла на смену легендарному ЗИЛ-130 и представляла собой модификацию повышенной грузоподъемности. Генеральным конструктором ЗИЛ-133 стал М. В. Кашлаков.
История создания ЗИЛ-133
Проектирование более грузоподъемного грузовика на базе пятитонного ЗИЛ-130 в СССР началось еще в середине 60-х годов. Уже тогда выпустили первые прототипы ЗИЛ-133. Машины 6х4 с тремя осями имели грузоподъемность в 8 т и оснащались более мощным, чем у базовой модели, двигателем. Модификация получилась удачной, но серийный ее выпуск постоянно откладывался.
Сомнение в необходимости производства ЗИЛ-133 у руководства страны возникло в связи с планируемым вводом в эксплуатацию Камского завода. На этом предприятии должны были выпускаться машины со сходными эксплуатационными характеристиками, но инновационной конструкции.
Интересно! Камаз 54901 — технические характеристики и модификация
Однако в 1975 г. ЗИЛ-133 поступили в производство. КамАЗы в те времена уходили по большей части на экспорт. К тому же в ряде случаев ЗИЛы могли быть более удобными в эксплуатации, к примеру, при установке на них автокранов. Первой моделью семейства стал ЗИЛ-133Г1. На машину устанавливалась длинная база, о чем и сообщала буква «Г» в индексе.
В 79-м году завод им. Лихачева начал выпускать модернизированный вариант грузовика ЗИЛ-133Г2. Грузоподъемность этой машины была увеличена до 10 т. В 1978 г. на предприятии сменили конфигурацию кабины всего модельного ряда грузовиков. Смена шла постепенно, но ЗИЛ-133Г2 выпускался уже только с новой кабиной.
В 1979 г. завод начал выпускать и другую модификацию — ЗИЛ-133ГЯ с дизелем КамАЗ. Эти автомобили отличались от других машин серии удлиненным капотом, под которым и находился силовой агрегат повышенной мощности.
ЗИЛ-133ГЯ оказался намного более производительной машиной, в сравнение с предшественниками. Поэтому уже в 1983 г. бензиновые 133Г2 были сняты с конвейера. Модификацию 133ГЯ начали выпускать уже большими сериями. Модель стала неплохой альтернативой КамАЗам. Производилась эта модификация до 1992 г. Затем она была модернизирована в 133Г40, получив кабину от новой линейки машин ЗИЛ-4331. Этот вариант грузовых авто на заводе Лихачева сходил с конвейера до 2000 г.
На базе модификации 133ГЯ были разработаны тягачи ЗИЛ-Э133ВЯТ с дизелем КамАЗ7403. Мощность мотора этого грузовика составляла более 250 л. с., благодаря наличию турбонаддува. Но в серию модель запущена не была.
Технические характеристики ЗИЛ-133
Разрабатывались автомобили ЗИЛ-133 для эксплуатации в умеренном климате. Лишь несколько экспортных вариантов более поздних моделей могут работать в тропиках. При необходимости грузовики ЗИЛ-133 допускается использовать в высокогорных регионах.
Эксплуатационные характеристики и область применения
Выполнять работы по транспортировке грузов на автомобилях наиболее популярной модификации 133ГЯ можно при соблюдении таких условий:
- температура — от -40 до 40 °С;
- пыль в воздухе — максимум 1 г/м³;
- влажность — до 98%;
- скорость ветра — до 20 м/с.
Машины модификации ГЯ могут выполнять роль тягачей в автопоездах с прицепами ГКБ8350 или имеющим схожую нагрузку (8 т). Бензиновые модели допускается эксплуатировать только как бортовые.
Интересно! Технические характеристики и обзор ГАЗ-62
Максимальная скорость всех модификаций ЗИЛ-133 составляет 80 км/ч, а высота погрузки — 1380 мм. Как бензиновые, так и дизельные агрегаты ЗИЛ-133 до сих пор показывают на дорогах отличные качества по мощности и удобству эксплуатации.
Комментарий эксперта. Юрий, водитель:
«При высоких скоростях эти советские машины сохраняют хорошую управляемость. Трехосная конструкция облегчает движение по пересеченным местностям».
В СССР эти автомобили чаще всего использовались в сельскохозяйственных работах. Также на базе ЗИЛ-133 в Советском Союзе часто устанавливались автокраны.
Технические характеристики
В плане технических характеристик и конструкции модели ЗИЛ-133 практически не отличаются от базовых ЗИЛ-130. Принципиальными отличиями в линейке стали:
- 2 моста (ведущих);
- передняя ось управляемого типа на прямой балке;
- межосевой дифференциал на первом мосту с ручной блокировкой;
- рама повышенной длины.
Характеристики модели 133ГЯ | |
---|---|
силовой агрегат | КамАЗ 4303/740.10, 210 л/с |
цилиндры | 8 шт. |
КПП | механика, 5-ступенчатая |
база колес | 4620 мм |
охлаждение | жидкостное |
объем двигателя | 10850 см³ |
Устройство ЗИЛ-133
Отличные эксплуатационные характеристики всех модификаций автомобилей ЗИЛ-133 определяются их конструктивными особенностями.
Интересно! Технические характеристики грузового автомобиля ГАЗ 66
Трансмиссия
Клапан в пневмомеханическом приводе переключения передач в грузовиках ЗИЛ-133 связывается в сцеплении с толкателем усилителя. Эта конструктивная особенность машин позволяет шоферу, не притрагиваясь к педалям, выбрать необходимую передачу в делителе и затем включать ее в определенный момент, просто выжав сцепление. При движении по местности со сложными условиями такая особенность ЗИЛ-133 может быть очень полезной.
Тормоза
Тормозная система 133-й модели состоит из 4 частей:
- рабочей системы — главные воздушные тормоза;
- тормозов, используемых на стоянках;
- системы вспомогательной — используется при частых торможениях для уменьшения нагрузки на главные тормоза;
- запасной системы — предусмотрена на случай отказа рабочей.
Основные тормоза у ЗИЛ 133-й серии барабанного типа.
Подвеска и шасси
Рама автомобилей конструктивно включает в себя два штампованных лонжерона, соединенных поперечинами. Ее жесткость обеспечивается особой конструкцией 1, 4 и 5 соединений. На поперечинах установлены:
- на 1 — опоры мотора;
- на 5 — тяглово-сцепное устройство.
Четвертое соединение представляет собой 2 одинаковые половины швеллерного типа. Обе подвески колес у машин зависимые. На колесах впереди установлены амортизаторы-телескопы и полуэллиптические рессоры. На задних — подвеска со шлангами реактивными балансирная на полуэллиптических рессорах.
Кабина
В кабине 133-х ЗИЛов, помимо шофера, может разместиться еще два пассажира. Кабина у конструкторов для своего времени получилась достаточно удобной для находящихся в ней людей. Несколько вентиляционных люков внутри отвечают за проветривание. Лобовое стекло дает отличный обзор как самой дороги, так и обочин.
Модификации ЗИЛ-133
В общей сложности на базе 133-х ЗИЛов на заводе Лихачева было разработано 17 модификаций. Это были самосвалы, тягачи и бортовые грузовые авто. Но большинство из этих машин не поступило на конвейер вообще или выпускалось мелкими сериями. Основными моделями грузовика, широко использовавшимися в народном хозяйстве, остались ЗИЛ-133Г1, Г1, ГЯ и Г40.
Интересно! Техосмотр 2022 для грузовых автомобилей — регламент
Модель 133Г1
Машина ЗИЛ-133Г1 имеет трехсекционные борта со стойками, установленными несимметрично. Для эксплуатации в качестве тягача она не предназначается. Поэтому машина оснащается не буксирным прибором а петлей самосвального шасси.
Технические характеристики модели 133Г1 | |
---|---|
двигатель | бензин, на 150 л/с |
цилиндры | 8 шт. |
рабочий объем | 5996 см³ |
КПП | механика, 5-ступенчатая, двухкамерная |
охлаждение | жидкостное |
Грузовик модели 133Г2
ЗИЛ-133Г2 — также бортовая машина с бензиновым двигателем. С 1981 г. авто выпускалось параллельно с Г1. Конструктивно модификации Г2 базировалась на дизельной модификации ГЯ, к тому времени уже разработанной, но еще не поступившей в производство.
У модели Г2 конструкторами была улучшена ходовая часть:
- на задней подвеске установлены усиленные рессоры;
- добавлена еще одна балка в платформе.
Также были внедрены:
- камеры тормозов с полезной поверхностью большей площади;
- широкоугольная вилка в карданном валу.
По остальным характеристикам модель Г2, как и другие варианты 133-й линейки, до сих пор встречающаяся на дорогах России, ничем не отличается от Г1.
Машина 133ГЯ
Разработка дизельного варианта грузовика 133ГЯ началась уже в 1970 г. Однако выпуск его в производство неожиданно затянулся. Машина это была тяжелая, несущая же способность дорог в стране тогда была низкой. Тем не менее модель прошла межведомственные проверки и в конечном итоге была рекомендована к выпуску. Единственное, из-за повышенной нагрузки на ведущие оси, в отличие от предыдущих моделей, которые могли ездить по грунтовым дорогам, ЗИЛ-133ГЯ был предназначен для перевозок только по асфальту.
ЗИЛ-133Г40
От модификации ГЯ модернизированный ЗИЛ-133Г40 отличается улучшенными эксплуатационными и техническими характеристиками:
- мотор машины лучше запускается в зимнее время, благодаря наличию электрофакельного устройства;
- кабина грузовика отапливается.
Технические характеристики модели 133Г40 | |
---|---|
силовой агрегат | дизель, ЗИЛ645 на 185 л. с. |
объем | 8743 см³ |
КПП | механическая, 9 ступеней |
колесная база | 4610 мм |
Интересно! Какой двигатель на КамАЗе: лучшие модели и их характеристики
Расход топлива ЗИЛ-133
Помимо отличных для своего времени характеристик, автомобили ЗИЛ-133 характеризуются еще и высокой степенью экономичности. Расход топлива этих грузовиков, в зависимости от модификации, составляет:
- ЗИЛ-133Г1 и Г2 — 36 л бензина на 100 км;
- ЗИЛ-133ГЯ — 26,5 л солярки на 100 км;
- ЗИЛ-133Г40 — 23,7 л дизельного топлива на 100 км.
Плюсы и минусы ЗИЛ-133
К плюсам грузовых автомобилей ЗИЛ-133 современные водители, помимо экономичности, относят:
- надежность конструкции;
- простоту в ремонте;
- невысокую стоимость запчастей;
- удобство в эксплуатации в любых погодных условиях;
- мягкое сцепление;
- плавность управления и ровный ход.
По словам водителей, решившимися купить ЗИЛ-133ГЯ или ЗИЛ-133Г40, на 10-тонных моделях без опаски можно перевозить грузы весом и до 15 т. Пиломатериалов в кузове ЗИЛ-133 можно разместить до 12 м³.
Недостатки у этих старых советских автомобилей также имеются. В сравнение с современными грузовиками, кабина у ЗИЛ-133 достаточно шумная. В большинстве случаев кабину машины после приобретения водители модернизируют. Также в автомобилях ЗИЛ-133ГЯ при движении из-за увеличенного капота впереди образуется слепая зона.
Советские ЗИЛ-133 — надежные недорогие и ремонтопригодные грузовые авто, до сих пор с успехом эксплуатирующиеся на отечественных дорогах. Конечно, по технических характеристикам они уступают современным зарубежным и отечественным грузовикам. Однако для эксплуатации в фермерских хозяйствах, для мелких компаний или для ИП ЗИЛ-133 и в наши дни могут стать достаточно подходящим видом техники.