ЗИЛ-135 — технические характеристики и устройство

Грузовик ЗИЛ-135 спроектировали в СССР специально для установки мощных ракетных/артиллерийских систем. В свое время авто не имело аналогов за рубежом и уникальной конструкцией доказывало неисчерпаемые возможности секретного военного сектора отечественного автопрома.

История создания и область применения ЗИЛ-135

Занималось разработкой этого автомобиля конструкторское бюро завода ЗИЛ под началом В. А. Грачева. Машина поставлялась не только в части советской армии, но и за рубеж.

Как создавался

К концу 50-х годов в ВС СССР приняли решение установить создававшееся тогда тяжелое мобильное вооружение на колесную базу. Чтобы достичь этой цели, нужно было сконструировать и выпустить в производство особые грузовики с повышенными возможностями. Уже имевшаяся тогда автотехника по параметрам грузоподъемности для установки тяжелых ПУ и аппаратных модулей не подходила.

Интересно! Виды, устройство, характеристики самосвального кузова

Главный конструктор СКБ завода В. Грачев решил создать для армии вездеход с колесной базой 8×8 и с новейшей для тех лет схемой трансмиссии: 2 мотора, каждый через собственную ГМП, приводят в действие колеса бортов. Такое решение позволило бы обойтись без дополнительных:

  • редукторов;
  • раздаточных коробок;
  • дифференциалов.

Построенный таким образом грузовик сохранял бы работоспособность даже при отказе одного из моторов и стал бы максимально эффективным тягачом при движении по пересеченным местностям.

Опытные образцы такого вездехода были созданы еще в 1958–1959 гг. Ими стали:

  • ЗИЛ-135 — авто-амфибия со сварным кузовом из стали;
  • ЗИЛ-135Б — тот же вариант, но с более длинной базой.

Модели получились надежными, но испытания показали, что запускать ракеты в воде — дело небезопасное. В этом случае существует слишком большой риск затопления грузовика. Поэтому последующие серии ЗИЛ модели 135 решили собирать в качестве сухопутных грузовых авто, сделав акцент на показатели проходимости. В дальнейшем было сконструировано и выпущено несколько модификаций грузовика, самыми популярными из которых стали:

  • ЗИЛ-135ЛМ — машина, получившая подвески на передние/задние колесные пары (средние остались жестко скомпонованными с рамой) с механической трансмиссией;
  • ЗИЛ-135П — уникальная амфибия, до наших дней остающаяся самым большим подобным грузовиком, способная работать в море.

Выпускались автомобили серии 135 на ЗИЛе с 1963 по 1995 гг.

Интересно! Технические характеристики Урал-43206

Комментарий эксперта. Юрий Левашов, историк: 

«Самым популярным автомобилем линейки стал ЗИЛ-135ЛМ. До наших дней он стоит на вооружении армий некоторых стран мира. Серийно грузовик производился на протяжении нескольких десятков лет».

Сфера применения

Использовался ЗИЛ-135 для пуска ракет ЗР-9 фугасно-осколочного типа. Также на амфибии могли устанавливаться ядерные ракеты ЗР-10. Позднее на машины ставили СПУ 2П21. Модификация 135Б с более длинной базой применялась для ракет «Луна». Модель ЗИЛ-135 модификации ЛМ использовалась для ракет «Луна-М», а позднее «Ураган».

ЗИЛ-135 — технические характеристики

Представлял собой этот грузовик четырехосный высокопроходимый вездеход с кузовом из самой качественной стали и с четырьмя парами колес. Даже первые амфибии, от изготовления которых в последующем отказались, имели великолепные технические характеристики.

ЗИЛ-135 первые амфибии
колея 2150 мм
дорожный просвет 500 мм
поворот 11,5 м
масса 15 т
максимальная скорость 55 км/ч
скорость первых амфибий в воде 10 км/ч
база 5500 мм

Амфибия могла легко проходить траншеи шириной до 2,5 м. Впечатляющими характеристиками отличался и сухопутный ЗИЛ-135ЛМ.

колесная формула 8×8
показатель поворота 12,5 м
дорожный просвет 589 мм
масса 10,5 т
показатель грузоподъемности 9 т

Машина была способна преодолевать:

  • траншеи шириной 3,6 м;
  • подъемы на 29 градусов;
  • вертикальные стенки высотой 90 см;
  • броды глубиной 1,2 м.

Также автомобиль выдерживал крен на 20 градусов.

Интересно! Шины для грузовых автомобилей — эксплуатация и хранение

Устройство ЗИЛ-135

При разработке как первых амфибий, так и сухопутных тягачей линейки конструкторы сделали акцент на простоту и надежность конструкции. Также бюро Грачева удалось достичь целей в отношении высокой мощности машин.

Устройство первых амфибий

Двигатель на базовый автомобиль-амфибию 135 устанавливался 6-цилиндровый ЗиЛ-123Ф на 120 л.с. Первоначально модель базировалась на шасси плавающего танка ПТ-76. На модификацию 135Б устанавливали уже два мотора 123Ф. Удлинение базы на 220 мм у этой машины привело к улучшению плавности хода.

Модель 135Б выпускалась с двумя видами кабин: из стали и стеклопластиковой. Последний вариант для амфибии подходил неплохо. К тому же пластик, в отличие от металла, быстро восстанавливал деформации, возникающие из-за нагрева после применения ракет. Шасси у обеих амфибий было лишено подвесок. В кузове размещались 20–30 десантников.

Конструкция тягача ЗИЛ-135ЛМ

Стеклопластиковой была кабина и у машины 135ЛМ. Этот автомобиль имел очень своеобразную компоновку деталей и узлов. Его основой стала рама сварного вида из титановой стали. За кабиной, рассчитанной на 4 человек, располагался моторный отсек с двумя 8-цилиндровыми дизелями на 180 л. с.

По бокам отсека располагались радиаторы охлаждения для каждого из дизелей. На модели ЛМ впервые была реализована экранированная электронная система зажигания. Конструкция машины предполагала возможность автономной работы каждого из дизелей со всеми входящими в его систему узлами.

Целесообразность установки двух силовых агрегатов на ЗИЛ-135ЛМ была подтверждена во время военной операции в Афганистане. За все время нахождения советских войск в этой стране не было замечено ни одного случая, когда машина возвращалась бы с задания на буксире.

Модель ЛМ не была первой сухопутной модификацией 135-го ЗИЛа, но имела перед другими грузовиками линейки неоспоримое преимущество. Конструкторы решили оснастить колеса автомобиля подвеской торсионного типа. После испытаний модель признали наиболее подходящей из всех созданных к тому моменту вариантов под установку ракет.

Комплектация ЗИЛ-135

Два двигателя авто ЗИЛ-135 модификации ЛМ передавали крутящий момент на КП механического типа ЯМЗ204У посредством двойного сцепления. Далее он подавался к редукторам конической разновидности 3-го моста. Отсюда через вал происходила его передача на все колеса на какой-то стороне грузовика.

При остановке трансмиссии с одной из сторон грузовик мог передвигаться, практически не снижая заявленных производителем ходовых качеств.

Покрышки на машину ЗИЛ-135 ЛМ-модификации монтировались диагональные. Давление в них водитель имел возможность регулировать непосредственно из салона. За кабиной и отсеком моторов у автомобиля находилась открытая рама. Сюда и монтировалось специальное военное оборудование.

Интересно! Редуктор Камаз-5320 — устройства и неисправности

Тормозная система ЗИЛ-135

Тормозная система грузовика ЗИЛ-135ЛМ включала два контура. В рабочее состояние она приводилась гибридным пеневмо-гидравлическим узлом. Тормозные барабаны у машины располагались снаружи на ступицах и охлаждались встречным воздухом. Благодаря этому, даже в самых тяжелых условиях они сохраняли работоспособность. Ручные тормоза на модели монтировались барабанные по трансмиссиям каждого из бортов.

Особенности ЗИЛ-135

Технические характеристики у ЗИЛ-135ЛМ были отличные. Но и недостатки у этой модели также имелись. Помимо наличия подвески, отличительной особенностью модели 135ЛМ стала новая КП на 5 ступеней со сложным приводом. В отличие от предыдущей модели 135Л, на которой стояла автоматическая КП, эта коробка была механической. Изначально предполагалось, что трансмиссия на грузовике 135ЛМ также будет автоматической. Однако такую сложную коробку передач отказался делать Брянский завод.

Замена привела к некоторому снижению эксплуатационных характеристик автомобиля:

  • в войсках больше не могли самостоятельно делать сложную регулировку сцеплений/двигателей для достижения синхронной работы;
  • несинхронная работа двигателей ускоряла их износ;
  • в начале движения машина пыталась уйти в сторону ведомого двигателя, что приводило к необходимости выработки у водителя особых навыков вождения.

Свои недостатки у советских военных грузовиков ЗИЛ-135 были. Но для своего времени они все равно стали одними из самых лучших машин, использовавшихся в армии. Гражданские образцы ЗИЛ-135 и первые амфибии сохранились сегодня только в музеях. Купить такую машину практически невозможно, если только с консервации. Но основные военные модели ЛМ до сих пор с успехом выполняют поставленные задачи не только в российской армии, но и за рубежом.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Redactor/ автор статьи
Все о грузовых авто
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: