ЗИЛ 157 — модификации и технические характеристики с фото

Гордость отечественного автопрома — покоритель бездорожья ЗИЛ-157 был в производстве у нас в стране 33 года. Собирали в СССР эти машины с 1958 по 1991 гг. В общей сложности с конвейера сошло почти 800 тыс. грузовиков. Последний такой грузовик, модификация ЗИЛ-157КД, был выпущен уже в России — в 1994 г.

История автомобиля

В годы ВОВ армия столкнулась с проблемой острой нехватки военных грузовиков. Стране пришлось закупать и брать в аренду американские «Студебекеры». Впоследствии эти машины вернули в США, а у себя решили наладить производство собственных армейских грузовиков.

Первые ЗИСы были выпущены на заводе им. Сталина в 1946 г. Ошибочное решение взять за основу «Студебекер» отбросило советских конструкторов на 10 лет назад. ЗИС-151 не отличался хорошей тягой, ел много бензина, а его мотор перегревался. И тогда было решено разработать новый грузовик, конструктивно основанный уже на идеях отечественных специалистов.

Интересно! КамАЗ 53501 — технические характеристики и грузоподъемность

На основе ЗИС-151 разработали ЗИЛ-157 с той же кабиной, но совершенно другой «начинкой». Автомобиль получился настолько удачным, что в последующем долгие годы эксплуатировался не только на отечественных дорогах, но и широко экспортировался в другие страны мира. Далее на смену ЗИЛ-157 пришли ЗИЛ-131 и Урал-375.

Особенности эксплуатации

Эксплуатационную надежность ЗИЛ-157 конструкторы обеспечили:

  • внедрив ошиновки для одного колеса — повысило проходимость;
  • переместив запаску между каркасом и кузовным настилом — позволило уменьшить длину основы на 25 см;
  • установив диски на колеса меньших размеров;
  • оборудовав автомобиль механизмом автоподкачки шин;
  • изменив передаточное отношение в коробке передач;
  • улучшив геометрическую проходимость.

Материалы под сборку ЗИЛ-157 применялись более качественные, чем для ЗИС-151.

Модификации

Помимо стандартной модели ЗИЛ-157, в СССР выпускались и другие модификации автомобиля, предназначенные для использования в особых целях.

Модификация Отличия
ЗИЛ-157Б у автомобиля отсутствовала авторегулировка давления в шинах
157В применялся как тягач
Г вариант с электрическим оборудованием
К поколение с более мощным силовым агрегатом
КД инновационный базовый с электрооборудованием
Э экспортный
Ю вариант для тропиков на экспорт

Интересно! Вакуумный усилитель тормозов Газели – устройство и технические характеристики

Технические характеристики

Конструкция ЗИЛ-157 получилась настолько удачной, что еще и сегодня эти автомобили можно увидеть на дорогах нашей страны.

Характеристики Параметры
колесная база 422 см
платформа 357х209 см
колея впереди/сзади 177.5/175 см
радиус на развороте 11.2-12 м
допустимый вес прицепа на асфальте/без него 5/3.5 т
скорость 65км/ч
глубина преодолеваемого брода при полной загрузке максимум 0.85 м

Особенностью ЗИЛ-157 является то, что машина это универсальная. Кузова на нее могут устанавливаться самые разные:

  • фургоны;
  • мастерские ремонтные;
  • цистерны;
  • лестницы;
  • снегоуборщики.

Основные узлы и их характеристики

Все узлы автомобилей ЗИЛ-157 для своего времени имели просто отличные эксплуатационные характеристики.

ЗИЛ 157: двигатель

При разработке для ЗИЛ-157 был предусмотрен бензиновый четырехтактный агрегат с блоком цилиндров из чугуна. Характеристики он имел такие:

  • 6 цилиндров скомплектованы в ряд;
  • мощность — 104 л/с;
  • жидкостное охлаждение.

Двигатель по эксплуатационным данным значительно превосходил силовой агрегат ЗИС-151. В 1978 г. он был еще и усовершенствован. Модификация имела такие параметры:

  • мощность — 110 л/с;
  • объем — 5.6 л;
  • диаметр цилиндра/поршня — 102/100 мм;
  • расход топливный — 40 л на 100 км;
  • момент крутящий — 334Н/м;
  • ход поршня — 114.3мм.

На поздние модификации авто ЗИЛ-157 ставили уже дизельные моторы. Такие же агрегаты использовались и в новой модели ЗИЛ-131.

Отзывы мотор ЗИЛ-157 от советских водителей заслужил отличные. В комплексе с хорошей проходимостью агрегат делал ЗИЛ одним из самых лучших грузовиков не только в СССР, но и во всем мире. Да и в наши дни о моторе ЗИЛа водители отзываются очень неплохо. Многие используют эти машины для выполнения каких-то работ в хозяйстве, на фермах и просто для поездок на рыбалку в отсутствии хороших дорог. Водители с удовольствием рассказывают истории о том, как вытаскивали старенькими ЗИЛами застрявшие Уралы и ГАЗы.

Трансмиссия

Изначально на ЗИЛ-157 ставилась 5-ступенчатая КПП. Пятая передача являлась повышающей. В 1961 г. эту КПП убрали. Коробка, доставшаяся грузовику от ЗИС-151, была дополнена:

  • более надежными шестеренками;
  • надежными сальниками.
  • включением принудительным.

Полной модификации подвергся и кардан. На среднем мосте установили опору под кардан заднего. Также усилили кожуха ведущих мостов. Еще одним дополнением стали новые тормоза и ступицы. Колеса автомобиля закрепили на 8 шпильках.

Характеристика Параметр
тип КПП механическая
ступени 6 шт (1 задняя)
привод карданной передачи пневматический

Мосты и подвески ЗИЛ-157

Во всех модификациях ЗИЛ-157 предусматривались мосты однотипной разновидности:

  • с дифференциалами и полуосями;
  • одним и тем же передаточным отношением сцепления.

Передняя подвеска у ЗИЛ-157 была выполнена в виде полуэллипса. Мосты у машины ставились планетарные, рулевая система червячная.

Особенности шин и колёс

В сравнение с ЗИЛ-131, колесная база ЗИЛ-157 также претерпела значительные изменения. Вместо 10 у грузовика стало 6 колес. Количество запасок уменьшили с 2 до 1. Для авто разработали особые шины с внутренним слоем из смягченной резины. Также увеличили ширину профилей и количество слоев корда.

Характеристика Параметры
ширина/длина/высота 2090//6684/2360
клиренс осей средней/задней/передней 350/350/310
база колес 4225 мм
борд 650мм

Комментарий эксперта. Дмитрий, пенсионер, бывший водитель:

«Благодаря системе автоподкачки грузовой ЗИЛ-157 не терял способности передвигаться при проколах. Система поддерживала давление в шинах автомобиля на ходу. Для советских водителей это было очень удобной инновацией. Мы получили возможность менять давление в колесах для более комфортной езды по дорогам разного типа».

Рама машины

Раму на ЗИЛ-157 инженеры СССР установили плоскую. Это дало возможность добиться устойчивости грузовика на бездорожье и повысить его проходимость. Благодаря такой раме, ЗИЛ-157 легко преодолевал снежную целину, заболоченные участки, неровные рельефы и глубокий песок.

Особенности кузова и грузовой платформы

У обычного ЗИЛ-157 борта кузова открывались с 3-х сторон. Такое решение значительно облегчило процесс заполнения грузами. Изготавливался кузов из деревянного настила и был усилен металлом.

Внутри в кузове имелись крепления для скамеек. Одновременно здесь могло разместиться до 16 человек. Сверху кузов мог накрываться брезентовым теном.

Кабина

Кабина ЗИС-131 была аскетичной, чисто армейской. В ЗИЛ-157 разработчики решили сделать кабину более удобной для водителя. У кресла исправили посадку, сделав его более комфортным. Также оно получило возможность регулировки. Кабина стала более удобной, но все же оставалась аскетичной и практически не модифицировалась до выпуска последних модификаций.

Габариты ЗИЛ 157 и его весовые параметры, грузоподъёмность

Машины ЗИЛ-157 собирались в СССР и РФ размерами:

  • шириной — 2.3 м;
  • длиной — 6.6 м;
  • базой — 4.2 м;
  • высотой — 2.3 м.

Вес ЗИЛ-157 полный был равен 10.2 т. Допустимая грузоподъемность авто различалась, в зависимости от того, по какой дороге оно передвигалось. Для асфальта и других твердых покрытий этот показатель составлял 4.5 т. Для грунтовых дорог грузоподъемность была равна 2.5 т. Модификации могли иметь другие размеры и вес.

 Модификация Вес и габариты (кг, длина/ширина/высота в мм) Грузоподъемность (тонн)
 ЗИЛ-157КД 5540, 6923/2315/2915  5 на асфальте, 3 — на грунте
 ЗИЛ-157КДВ 5700, 6770/2270/1450  5, 3

Плюсы и минусы автомобиля

Хорошие отзывы от водителей ЗИЛ-157 заслужил за:

  • проходимость;
  • возможность перевозки любых грузов, включая негабаритные и тяжелые;
  • конструктивную надежность и ремонтопригодность;
  • неприхотливость.

Были у советского автомобиля и свои недостатки:

  • отсутствие усилителя руля;
  • прожорливость в отношении топлива;
  • усложненная конструкция трансмиссии;
  • проблемные в регулировке мосты.

Отзывы владельцев

В СССР в народе трудяга ЗИЛ-157 получил множество шутливых прозвищ — «Мормон», «Колун», «Ступа». Отзывы об этом грузовике всегда были хорошими. Неплохо о нем отзываются и современные водители.

Константин Иванович, водитель:

«Этот автомобиль — надежный друг и товарищ. Купил ЗИЛ-157 в 1991 г. за символическую цену и восстановил. Грузовик помог мне пережить тяжелые времена — возил на нем продукты и стройматериалы. Нагружал по полной — машина все выдержала. О ЗИЛ-157 могу сказать только самые теплые слова».

Игорь, водитель:

«Не машина, а танк на колесах. Просто выбираешь направление и едешь. Состояние дороги роли не играет».

Сергей:

«Такая машина была у деда. Ездили на ЗИЛ-157 за дровами в тайгу. 7 лет стоял у дома невостребованным. Поменяли аккумулятор — и он сразу ожил. По бездорожью едет отлично и быстро. Маленькая кабина хорошо проветривается. Из недостатков — только прожорливость в отношении бензина и отсутствие гидроусилителя руля».

Андрей, водитель:

«Работал на такой машине на заготовках леса. До этого ездил на ГАЗе. Однажды зимой ехал на ЗИЛ-157 по снежной целине по пояс. Думал, на обратном пути, груженый сяду обязательно. Машина не подвела с 9 м3 леса. Ехал потихоньку и ни разу не буксанул».

Цена на ЗИЛ 157 в 2022 году

Купить советскую машину ЗИЛ-157 можно и сегодня. Цена на эти автомобили невысока. В зависимости от года выпуска и состояния, авто может стоить от 85 тыс. р. до 250 тыс.

ЗИЛ-157 — старая проверенная машина советского производства. Современным грузовым автомобилям, он конечно, уступает. Но технические характеристики у старенького ЗИЛа продолжают оставаться на высоте. И в наши дни этот трудяга может стать надежным помощником фермера, работать на стройке, лесозаготовках, использоваться для перевозки грузов.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Redactor/ автор статьи
Все о грузовых авто
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: