- История автомобиля
- Особенности эксплуатации
- Модификации
- Технические характеристики
- Основные узлы и их характеристики
- ЗИЛ 157: двигатель
- Трансмиссия
- Мосты и подвески ЗИЛ-157
- Особенности шин и колёс
- Рама машины
- Особенности кузова и грузовой платформы
- Кабина
- Габариты ЗИЛ 157 и его весовые параметры, грузоподъёмность
- Плюсы и минусы автомобиля
- Отзывы владельцев
- Цена на ЗИЛ 157 в 2022 году
Гордость отечественного автопрома — покоритель бездорожья ЗИЛ-157 был в производстве у нас в стране 33 года. Собирали в СССР эти машины с 1958 по 1991 гг. В общей сложности с конвейера сошло почти 800 тыс. грузовиков. Последний такой грузовик, модификация ЗИЛ-157КД, был выпущен уже в России — в 1994 г.
История автомобиля
В годы ВОВ армия столкнулась с проблемой острой нехватки военных грузовиков. Стране пришлось закупать и брать в аренду американские «Студебекеры». Впоследствии эти машины вернули в США, а у себя решили наладить производство собственных армейских грузовиков.
Первые ЗИСы были выпущены на заводе им. Сталина в 1946 г. Ошибочное решение взять за основу «Студебекер» отбросило советских конструкторов на 10 лет назад. ЗИС-151 не отличался хорошей тягой, ел много бензина, а его мотор перегревался. И тогда было решено разработать новый грузовик, конструктивно основанный уже на идеях отечественных специалистов.
Интересно! КамАЗ 53501 — технические характеристики и грузоподъемность
На основе ЗИС-151 разработали ЗИЛ-157 с той же кабиной, но совершенно другой «начинкой». Автомобиль получился настолько удачным, что в последующем долгие годы эксплуатировался не только на отечественных дорогах, но и широко экспортировался в другие страны мира. Далее на смену ЗИЛ-157 пришли ЗИЛ-131 и Урал-375.
Особенности эксплуатации
Эксплуатационную надежность ЗИЛ-157 конструкторы обеспечили:
- внедрив ошиновки для одного колеса — повысило проходимость;
- переместив запаску между каркасом и кузовным настилом — позволило уменьшить длину основы на 25 см;
- установив диски на колеса меньших размеров;
- оборудовав автомобиль механизмом автоподкачки шин;
- изменив передаточное отношение в коробке передач;
- улучшив геометрическую проходимость.
Материалы под сборку ЗИЛ-157 применялись более качественные, чем для ЗИС-151.
Модификации
Помимо стандартной модели ЗИЛ-157, в СССР выпускались и другие модификации автомобиля, предназначенные для использования в особых целях.
Модификация | Отличия |
---|---|
ЗИЛ-157Б | у автомобиля отсутствовала авторегулировка давления в шинах |
157В | применялся как тягач |
Г | вариант с электрическим оборудованием |
К | поколение с более мощным силовым агрегатом |
КД | инновационный базовый с электрооборудованием |
Э | экспортный |
Ю | вариант для тропиков на экспорт |
Интересно! Вакуумный усилитель тормозов Газели – устройство и технические характеристики
Технические характеристики
Конструкция ЗИЛ-157 получилась настолько удачной, что еще и сегодня эти автомобили можно увидеть на дорогах нашей страны.
Характеристики | Параметры |
---|---|
колесная база | 422 см |
платформа | 357х209 см |
колея впереди/сзади | 177.5/175 см |
радиус на развороте | 11.2-12 м |
допустимый вес прицепа на асфальте/без него | 5/3.5 т |
скорость | 65км/ч |
глубина преодолеваемого брода при полной загрузке | максимум 0.85 м |
Особенностью ЗИЛ-157 является то, что машина это универсальная. Кузова на нее могут устанавливаться самые разные:
- фургоны;
- мастерские ремонтные;
- цистерны;
- лестницы;
- снегоуборщики.
Основные узлы и их характеристики
Все узлы автомобилей ЗИЛ-157 для своего времени имели просто отличные эксплуатационные характеристики.
ЗИЛ 157: двигатель
При разработке для ЗИЛ-157 был предусмотрен бензиновый четырехтактный агрегат с блоком цилиндров из чугуна. Характеристики он имел такие:
- 6 цилиндров скомплектованы в ряд;
- мощность — 104 л/с;
- жидкостное охлаждение.
Двигатель по эксплуатационным данным значительно превосходил силовой агрегат ЗИС-151. В 1978 г. он был еще и усовершенствован. Модификация имела такие параметры:
- мощность — 110 л/с;
- объем — 5.6 л;
- диаметр цилиндра/поршня — 102/100 мм;
- расход топливный — 40 л на 100 км;
- момент крутящий — 334Н/м;
- ход поршня — 114.3мм.
На поздние модификации авто ЗИЛ-157 ставили уже дизельные моторы. Такие же агрегаты использовались и в новой модели ЗИЛ-131.
Отзывы мотор ЗИЛ-157 от советских водителей заслужил отличные. В комплексе с хорошей проходимостью агрегат делал ЗИЛ одним из самых лучших грузовиков не только в СССР, но и во всем мире. Да и в наши дни о моторе ЗИЛа водители отзываются очень неплохо. Многие используют эти машины для выполнения каких-то работ в хозяйстве, на фермах и просто для поездок на рыбалку в отсутствии хороших дорог. Водители с удовольствием рассказывают истории о том, как вытаскивали старенькими ЗИЛами застрявшие Уралы и ГАЗы.
Трансмиссия
Изначально на ЗИЛ-157 ставилась 5-ступенчатая КПП. Пятая передача являлась повышающей. В 1961 г. эту КПП убрали. Коробка, доставшаяся грузовику от ЗИС-151, была дополнена:
- более надежными шестеренками;
- надежными сальниками.
- включением принудительным.
Полной модификации подвергся и кардан. На среднем мосте установили опору под кардан заднего. Также усилили кожуха ведущих мостов. Еще одним дополнением стали новые тормоза и ступицы. Колеса автомобиля закрепили на 8 шпильках.
Характеристика | Параметр |
---|---|
тип КПП | механическая |
ступени | 6 шт (1 задняя) |
привод карданной передачи | пневматический |
Мосты и подвески ЗИЛ-157
Во всех модификациях ЗИЛ-157 предусматривались мосты однотипной разновидности:
- с дифференциалами и полуосями;
- одним и тем же передаточным отношением сцепления.
Передняя подвеска у ЗИЛ-157 была выполнена в виде полуэллипса. Мосты у машины ставились планетарные, рулевая система червячная.
Особенности шин и колёс
В сравнение с ЗИЛ-131, колесная база ЗИЛ-157 также претерпела значительные изменения. Вместо 10 у грузовика стало 6 колес. Количество запасок уменьшили с 2 до 1. Для авто разработали особые шины с внутренним слоем из смягченной резины. Также увеличили ширину профилей и количество слоев корда.
Характеристика | Параметры |
---|---|
ширина/длина/высота | 2090//6684/2360 |
клиренс осей средней/задней/передней | 350/350/310 |
база колес | 4225 мм |
борд | 650мм |
Комментарий эксперта. Дмитрий, пенсионер, бывший водитель:
«Благодаря системе автоподкачки грузовой ЗИЛ-157 не терял способности передвигаться при проколах. Система поддерживала давление в шинах автомобиля на ходу. Для советских водителей это было очень удобной инновацией. Мы получили возможность менять давление в колесах для более комфортной езды по дорогам разного типа».
Рама машины
Раму на ЗИЛ-157 инженеры СССР установили плоскую. Это дало возможность добиться устойчивости грузовика на бездорожье и повысить его проходимость. Благодаря такой раме, ЗИЛ-157 легко преодолевал снежную целину, заболоченные участки, неровные рельефы и глубокий песок.
Особенности кузова и грузовой платформы
У обычного ЗИЛ-157 борта кузова открывались с 3-х сторон. Такое решение значительно облегчило процесс заполнения грузами. Изготавливался кузов из деревянного настила и был усилен металлом.
Внутри в кузове имелись крепления для скамеек. Одновременно здесь могло разместиться до 16 человек. Сверху кузов мог накрываться брезентовым теном.
Кабина
Кабина ЗИС-131 была аскетичной, чисто армейской. В ЗИЛ-157 разработчики решили сделать кабину более удобной для водителя. У кресла исправили посадку, сделав его более комфортным. Также оно получило возможность регулировки. Кабина стала более удобной, но все же оставалась аскетичной и практически не модифицировалась до выпуска последних модификаций.
Габариты ЗИЛ 157 и его весовые параметры, грузоподъёмность
Машины ЗИЛ-157 собирались в СССР и РФ размерами:
- шириной — 2.3 м;
- длиной — 6.6 м;
- базой — 4.2 м;
- высотой — 2.3 м.
Вес ЗИЛ-157 полный был равен 10.2 т. Допустимая грузоподъемность авто различалась, в зависимости от того, по какой дороге оно передвигалось. Для асфальта и других твердых покрытий этот показатель составлял 4.5 т. Для грунтовых дорог грузоподъемность была равна 2.5 т. Модификации могли иметь другие размеры и вес.
Модификация | Вес и габариты (кг, длина/ширина/высота в мм) | Грузоподъемность (тонн) |
---|---|---|
ЗИЛ-157КД | 5540, 6923/2315/2915 | 5 на асфальте, 3 — на грунте |
ЗИЛ-157КДВ | 5700, 6770/2270/1450 | 5, 3 |
Плюсы и минусы автомобиля
Хорошие отзывы от водителей ЗИЛ-157 заслужил за:
- проходимость;
- возможность перевозки любых грузов, включая негабаритные и тяжелые;
- конструктивную надежность и ремонтопригодность;
- неприхотливость.
Были у советского автомобиля и свои недостатки:
- отсутствие усилителя руля;
- прожорливость в отношении топлива;
- усложненная конструкция трансмиссии;
- проблемные в регулировке мосты.
Отзывы владельцев
В СССР в народе трудяга ЗИЛ-157 получил множество шутливых прозвищ — «Мормон», «Колун», «Ступа». Отзывы об этом грузовике всегда были хорошими. Неплохо о нем отзываются и современные водители.
Константин Иванович, водитель:
«Этот автомобиль — надежный друг и товарищ. Купил ЗИЛ-157 в 1991 г. за символическую цену и восстановил. Грузовик помог мне пережить тяжелые времена — возил на нем продукты и стройматериалы. Нагружал по полной — машина все выдержала. О ЗИЛ-157 могу сказать только самые теплые слова».
Игорь, водитель:
«Не машина, а танк на колесах. Просто выбираешь направление и едешь. Состояние дороги роли не играет».
Сергей:
«Такая машина была у деда. Ездили на ЗИЛ-157 за дровами в тайгу. 7 лет стоял у дома невостребованным. Поменяли аккумулятор — и он сразу ожил. По бездорожью едет отлично и быстро. Маленькая кабина хорошо проветривается. Из недостатков — только прожорливость в отношении бензина и отсутствие гидроусилителя руля».
Андрей, водитель:
«Работал на такой машине на заготовках леса. До этого ездил на ГАЗе. Однажды зимой ехал на ЗИЛ-157 по снежной целине по пояс. Думал, на обратном пути, груженый сяду обязательно. Машина не подвела с 9 м3 леса. Ехал потихоньку и ни разу не буксанул».
Цена на ЗИЛ 157 в 2022 году
Купить советскую машину ЗИЛ-157 можно и сегодня. Цена на эти автомобили невысока. В зависимости от года выпуска и состояния, авто может стоить от 85 тыс. р. до 250 тыс.
ЗИЛ-157 — старая проверенная машина советского производства. Современным грузовым автомобилям, он конечно, уступает. Но технические характеристики у старенького ЗИЛа продолжают оставаться на высоте. И в наши дни этот трудяга может стать надежным помощником фермера, работать на стройке, лесозаготовках, использоваться для перевозки грузов.