ЗИЛ-45065 — грузовой автомобиль с прямобортным кузовом, созданный на базе разработок Московского завода им. Лихачева и до сих пор выпускаемый в серийном производстве машиностроительным предприятием в Мытищах. Может разгружаться в одном и нескольких направлениях, спокойно воспринимает умеренное бездорожье, пересеченную местность. Считается модификацией прославленного ЗИЛ-4331, но уже имеет свои собственные плюсы. Особенности устройства делают его востребованным в транспортировке сыпучих грузов.
Назначение модели ЗИЛ-45065
Грузовик, известный в истории отечественного автомобилестроения под индексом ЗИЛ-45065, результат напряженного труда конструкторов, разработанный для транспортировки вариабельных грузов (насыпных и наваливаемых). Он может передвигаться по дорогам практически любой проходимости, в том числе и по бездорожью. Это практически универсальный грузоперевозочный агрегат, управлять разгрузочным процессом которого можно, не вставая с водительского места. Регулировать направление разгрузки можно вручную или переставляя поворотные опоры.
Интересно! Камаз-65117 — описание и модификация
Полезные особенности дают возможность практически универсального применения бортового грузовика, серийный выпуск которого производится на Мытищинском заводе. Это предприятие занималось выпуском и нескольких других модификаций самосвалов.
О назначении транспортного средства говорится:
- самосвал создан и производится для транспортировки разных грузов;
- может выполнять разгрузку с одного или нескольких откидывающихся бортов;
- спокойно воспринимает бездорожье и езду в неблагоприятных климатическим условиях;
- управление процессами осуществляется из кабины или вручную;
- открыть борт можно с помощью автоматики и принудительно.
- для перемещения объемного нетяжелого содержимого есть предусмотренная конструкторами возможность оборудования надставными бортами.
Самосвал ЗИЛ-45065 разрабатывался для аграрной отрасли (перевозки грунта и урожая), но благодаря этим ценным качествам, востребован в вариабельных сферах производства. Простая и надежная машина по совершенно демократической стоимости востребована у представителей малого и среднего бизнеса, в крупных строительных корпорациях, фермерских хозяйствах и АПК.
Внешний вид модели ЗИЛ-45065
ЗИЛ-45065-колхозник похож на остальные ТС аналогичного предназначения, производимые в Мытищах, поскольку у него есть два ножных упора (с каждой стороны кабины). У окон есть маленькая форточка, поручни небольшого размера и зеркала бокового вида, вынесенные на некоторое расстояние для оптимизации обзора водителю. Особенности модели:
- окрашенная в традиционной бело-голубой гамме кабина из цельного металла изменила свои обтекаемые очертания, стала более угловатой и несколько вытянулась в высоту и вперед;
- в ней все так же есть удобное кресло для водителя (с несколькими вариантами регулировки и даже продольным расположением) и сдвоенный диванчик для двух пассажиров;
- на переднем бампере из металла установлены интегрированные поворотники и приборы основного освещения дороги, в центральной части элемента предусмотрены две симметрично расположенные прорези;
- на передней части элемента из капота и крыльев установлен логотип ЗИЛ;
- у кабины есть защитный козырек, обеспечивающий безопасность водителя со стороны перевозимого груза в случае наступления экстремальной ситуации.
Комментарий эксперта. В. Олешко, инженер-конструктор: «Внешний вид авто только человеку непосвященному в тонкости может показаться совсем не изменившимся. Автомобиль стал более агрессивным во фронтальной поверхности. Прежние плавные, округлые очертания сменились угловатыми с четко выраженной геометрией линий. Радиаторная решетка тоже поменяла габариты, люк в кабине, ликвидированный в последних зиловских разработках за ненадобностью, остался. Возможно, потому что сельскохозяйственное предназначение предусматривает применение авто преимущественно в жаркое время года».
Технические характеристики ЗИЛ-45065
Полная масса авто для перевозки грузов — 11,2 т, перевозить оно может максимально 5,7 т, и это прекрасный показатель для среднетоннажного самосвала. У грузовика есть вместительный бак для топлива, в который входит 170 л, он установлен на прочной раме. Остальные характеристики ЗИЛ-45065 представлены ниже:
- ширина и высота — по 2,5 м, в длину самосвал 6,1 м;
- передняя и задняя колея примерно одинаковы — 1,8 и 1,79 м;
- стандартная высота борта — 58 см, но она легко увеличивается надставными в некоторых модификациях, и объем перевозимого груза увеличивается;
- грузовая платформа в длину почти 3 м;
- сцепление фрикционное, с одним диском, привод на гидравлике, оснащен пневматическим усилителем;
- КП с пятью ступенями, с синхронизаторами на всех, кроме первой скорости, управление — рычажное;
- руль с гидроусилителем, тормозные механизмы есть на переднем и заднем мостах;
- стеклоочиститель и омыватель переднего стекла с электрическим приводом.
Интересно! Китайские самосвалы — виды и особенности эксплуатации
Технические характеристики ЗИЛ-45065 упоминают о наличии в кабине жидкостного отопителя, что дает возможность комфортного передвижения в холодное время года. При максимальной загрузке автомобиль может развивать скорость 90 км/ч без всякой опасности для шофера — тормоза простые в устройстве, но надежные. Технические характеристики двигателя зависят от модификации, но расход топлива на цикл из 100 погрузок-разгрузок предельно низкий и составляет всего 5 л.
Устройство ЗИЛ-45065
Двигатель на бензине у авто — широко известный ЗИЛ-508.10, успешно применявшийся в нескольких серийных моделях, имевших высокую востребованность в народном хозяйстве. Его рабочий объем — около 6 л, мощность — 150 л. с. У авто удачно сконструированная система жидкостного охлаждения дополненная высокой надежностью, длительной эксплуатацией и отличной пригодностью к ремонту, благодаря простому устройству.
Дизель у ЗИЛ-45065 — вариант из 4-х цилиндров, с мощностью в 100 л. с., марки Д-45. Сегодня широко распространена установка газобаллонного оборудования, что дает возможность минимизировать расходы на дорогостоящее топливо.
Приятной особенностью в технических характеристиках самосвала ЗИЛ-45065 является его тормозная система — двухконтурная, с пневмоприводами:
- на всех колесах есть механизмы барабанного типа;
- рабочие завязаны на основном контуре;
- если есть неисправность, срабатывает дополнительная линия, тормозящая задние колеса энергоаккумуляторами на механике;
- она же отвечает за стояночный тормоз.
Интересно! Технические характеристики и обзор ЗИЛ-4331
Отдельного внимания заслуживает добавление в тормозную систему спиртового предохранителя. Это позволяет не замерзать конденсату, сохранять работоспособность тормозной системы в суровых условиях умеренного климата. Спереди и сзади установлены зависимые подвески с дополнительными механизмами и продольно расположенными полуэллиптическими рессорами.
Еще одна особенность устройства грузовика — возможность увеличить более чем в 2 раза полезный объем перевозимого груза, установив надставные борта. В аграрной отрасли ЗИЛ-45065 дизель популярен под названием «сельхозник».
Комплектация ЗИЛ-45065
Преимущественное предназначение — среднетоннажный грузовой автомобиль, оснащенный прямобортным кузовом самосвального типа. Вариации зависят от модификации базового комплекта. Так, например, утверждается, что скошенные нижние кромки кузова есть только у версии 45085, которая разгружается с тыла, а у 45065 такой особенности в устройстве нет, поэтому пространство для погрузки больше, а разгрузку можно проводить с трех сторон.
Другие вариации в параметрах и комплектности:
- три варианта горючего — бензин, газобаллонное топливо и дизель — обусловлены разными типами двигателя, установленными на самосвал ЗИЛ-45065;
- возможность подъема грузовой платформы обеспечивает специальное устройство, в составе которого гидравлический насос, распределительное устройство, ограничитель клапанов и пр.;
- соединение в общую конструкцию крыльев, капота и радиаторной решетки позволяет одномоментно получить необходимый доступ ко всему моторному отсеку и расположенным в нем конструктивным элементам.
Также отмечается, что мотор-дизель при всей его экономичности в плане стоимости топлива сохраняет грузоподъемность функционального и надежного устройства, но влияет на его динамические характеристики, которые в этом варианте снижены.
Расход топлива ЗИЛ-45065
В Советском Союзе проблемы с топливом практически отсутствовали, поэтому мощные и среднетоннажные грузовики весьма удачных конструкций отличаются высоким расходом.
В комплектации просто предусматривались дополнительные баки для бензина, что позволяло без затруднений транспортировать грузы на значительные расстояния. В контрольном расходе топлива указывается 25,8 л на 100 км, однако данные весьма условны и могут увеличиваться в зависимости от состояния дороги, загруженности авто и выполненных операций по загрузке-разгрузке.
Грузовик ЗИЛ-45065, разработанный конструкторами прославленного московского завода и дополненный на предприятии, где он все еще в серийном выпуске, — мощное, надежное и функциональное устройство, востребованное не только в сельском, но и в коммунальном хозяйстве, на лесозаготовках. Причина его широкого использования не столько в бюджетной стоимости (особенно, по сравнению с импортной продукцией), сколько в простоте конструкции и ремонтопригодности.