Первые прототипы автомобиля ЗИЛ 5301 Бычок появились в последний год существования Советского Союза, но это грузовое авто вышло в свет спустя 4 года, выпуск прекратился спустя почти 20 лет. Возникновение этой модификации связывают с переходом на рыночные рельсы российской экономики, падением спроса на основную продукцию завода им. Лихачева. Создание Бычка имело целью использование имевшихся в распоряжении комплектующих от других, более тяжелых моделей, накопленных в распоряжении сборщиков и некоторое время по инерции выпускавшихся.
Для чего предназначен автомобиль
ЗИЛ 5301 Бычок во все годы своего производства был популярным автомобилем, который использовали крупные компании, мелкие фирмы и просто индивидуальные предприниматели. Свое распространенное название авто получило благодаря характерно-узнаваемой внешности, популярность — из-за безотказности в работе и относительно низкой стоимости.
Целевое предназначение изначально рассматривалось как универсальное, просто для перевозки небольших грузов. С разработкой новых модификаций, усовершенствованных, переработанных и видоизмененных автомобилей ЗИЛ 5301 Бычок сфера их применения значительно расширилась.
Комментарий эксперта. И. Яцков, дилер салона отечественных автомобилей:
«Спустя несколько лет после прекращения выпуска Бычка стали объяснять это событие наличием дешевых аналогов из Китая и низким качеством сборки на прославленном заводе. Однако мне представляется, что это продолжение тенденции к вытеснению отечественного автостроя и заменой его на машины, построенные здесь же, но уже под эгидой зарубежных компаний. Я думаю, что ЗИЛ 5301 так и продолжал бы пользоваться спросом у наших потребителей. Об этом говорит неизменная востребованность трудяги на вторичном рынке».
С каждой модификацией, внесением конструктивных изменений расширялись возможности использования авто:
- базовая предполагала перемещение груза на разные расстояния;
- с появлением платформы — для установки дополнительного оборудования, перевозки нестандартных и громоздких грузов;
- четырехдверная и со спальным местом — для перевозок на дальние расстояния;
- маршрутки на базе Бычка — для передвижения с пассажирами, количество которых варьировалось от 14 до 19.
Интересно! Технические характеристики и описание Газель Некст и модификаций
С момента появления первых пробников и до массового производства, составлявшего через 5 лет более половины всей продукции, автомобиль пользовался популярностью у отечественного потребителя, и даже планировалось наладить выпуск на заводе в Прибалтике версии для стран Восточной Европы. Постепенное сокращение производства связывают с высокой конкуренцией — от Газели и Валдая до авто из Китая и Кореи.
Наибольшее количество было произведено пока заводом управляли предприниматели, бывшие физики. Однако под давлением московских чиновников они ушли с предприятия, продав за бесценок акции городу. С переносом предприятия в Саратовскую область и сменой руководства производство окончательно заглохло.
Одной из причин заката перспективной модели называют его месторасположение, но московская земля стоит дорого. Второй — неумелое управление, продолжение производства традиционной продукции в глубинке, затягивание с выпуском конкурентоспособных преемников. Простое объяснение — причина в низком качестве сборки и появлении многочисленных конкурентов.
Технические характеристики ЗИЛа 5301 Бычок
Некоторая вариабельность обусловлена постоянными конструктивными изменениями, появлением новых модификаций для многогранного применения или узконаправленных целей. Например, длина базовой версии — почти 6,2 м, удлиненная — на метр больше. Остальные технические характеристики ЗИЛ 5301 Бычок перечислены ниже:
- габариты: ширина — 2,3 м, высота — 2,3 м (нужно уточнять по маркировке модели);
- максимальный объем грузоперевозки — 3 000 кг (в некоторых источниках называется среднетоннажным, есть озвучивающие характеристики ЗИЛ 5301 Бычок, как малотоннажный);
- в стандартной версии грузовая платформа размером 3,7 х 2,2 х 0,45 м;
- допустимая масса — 5,9 т, снаряженная, вместе с тентом — 3,69 т;
- передняя колея немного шире задней, радиус разворота — 7,8 м.
Даже если отнести автомобиль к малотоннажным, в описании неизменно обращают внимание на компактные размеры ЗИЛ Бычок 5301 — высота пролета и масса машины позволяют легко преодолевать инженерные коммуникации (мосты, виадуки и прочее). Однако на плохих дорогах и пересеченной местности он может немного не вытягивать, поэтому позиционируется, как небольшой грузовик для перевозок в условиях мегаполиса или маленького городка.
Интересно! ЗИЛ 157 – модификации и технические характеристики с фото
Грузоподъемность грузового авто
Размеры ТС позволяют экономить место на стоянках, парковаться на обочине улиц, маневрировать даже в плотном городском потоке. Это идеальный вариант для частного бизнеса с не очень большими оборотами, небольших строительных фирм, перевозки товаров.
Грузоподъемность ЗИЛ 5301 Бычок варьируется от 3 до 3,45 т, разница в показателях объясняется наличием нескольких моделей.
Какие модификации автомобиля существуют
В полном перечне разработок указывается до десятка разработанных разновидностей, у каждой из которых есть дополнительная маркировка. Приобретение на вторичном рынке можно осуществлять, ориентируясь на приведенные ниже буквы:
- базовая (АО);
- с возможностью установки кузова и специальных настроек (1БО);
- изотермический, первый и с улучшенными характеристиками (1ГО и 1ПО), с удлиненной базой (1ИО);
- удлиненный (ДО) и такой же для спецгрузов (1ЕО);
- 1ТО — с удлиненным двухкабинным шасси на базе 1ДО для спецгрузов;
- 1ЮО — с двумя местами для сна и отдыха на длинной базе.
ЗИЛ 5301 Бычок фургон — это 1ИО. Если нужен маневренный среднетоннажник для перевозки сыпучих материалов, можно обратить свое внимание на ЗИЛ 5301 Бычок самосвал — надежный, с рамной конструкцией кабины, разгоном до 50 км всего за полминуты даже с набитым кузовом.
Прочие параметры
Максимальная скорость, которую развивает авто — 95 км, и это неудивительно, если вспомнить, что его назначение — не гонки по скоростной дороге и не перевозка крупнотоннажных грузов из страны в страну.
Он хорошо себя ведет в перемещении на узких улицах и в ограниченном пространстве. Автомобиль обладает небольшим радиусом разворота (7,8 м — это не так много даже для малотоннажного грузовика).
Строение грузовика
В разных вариантах позволяет использовать его для перевозки сельскохозяйственной продукции, мебели и бытовых приборов, стройматериалов для ремонта или небольшого объема строительства, для перевозки товаров в сети супермаркетов, магазинов розничной торговли.
Ключевые узлы
Двигатель, трансмиссия и подвеска, тормозная система могут отличаться в разных модификациях, как и тип используемого топлива, но они функциональные, безопасные и ремонтопригодные, что и объясняет его довольно плотное присутствие на улицах российских (и не только) городов.
Трансмиссия и МКПП
Механическая коробка передач с пятью режимами. Выбор скорости движения ручной, переключение передач синхронизировано. Трансмиссия оборудована синхронизаторами инерционного типа.
Механизмы, отвечающие за управление
Рулевое колесо можно беспроблемно регулировать по высоте и углу наклона. Тип управления простой, в механизме есть дополнительная система гидроусиления. Гидравлический привод ЗИЛ 5301 Бычок (на фото) оборудован пневмоусилителем.
Особенности кабины
Зависят от специализации и веса ЗИЛ Бычок 5301. Популярны модификации со спальными местами, но в основном кабина позиционируется как теплая, просторная и удобная. Однако если покупатель ждет шумоизоляции, как в авто премиум-класса, и климат-контроль, то этого нет.
Соответствующая категория прав позволит ездить самому автовладельцу и его наемному работнику без особых проблем при условии, что к механизмам и оснащению будут относиться бережно и ухаживать за ними должным образом.
Мнения и комментарии
Отзывы владельцев говорят о востребованности продукции такого рода. Некоторые из них уверены, что небольшая доработка могла бы привести к появлению перспективной серии или специальных модификаций, дальнейшему развитию этой ветви отечественного автопрома.
Олег М., 47 лет, Костромская область:
«У меня до сих пор Бычок, и дело даже не в том, что нет денег на новый. Не вижу смысла менять ремонтопригодную машин с хорошим двигателем на новодел, в котором поломка за поломкой, а за починкой нужно ездить».
Игорь С., 51 год, Ставропольский край:
«Ездил несколько лет, пока не попал в ДТП и не расквасил всмятку, за ремонт запросили много, решил, что лучше купить новую, но вспоминаю до сих пор».
Святослав Викторович, 72 года, Георгиевск:
«И хоть принято у нас ругать свое производство, а у меня он уже десять лет, исправно возит стройматериалы, кряхтит. Не буду обижать своего «старичка». Я с ним и свой дом построил, и больше десятка чужих».
Сергей О., 38 лет, Иркутск:
«Много читал об этой сомнительной истории, пишут, что модель была перспективная, но нуждалась в доработках. Этим сложно было заниматься, находясь в провинции. Это печальная страница в истории отечественного автопрома. И неединственная. ГАЗ и КамАЗ — молодцы. Выжили вопреки всему, развиваются».
Отзывы о ЗИЛ 5301 Бычок не всегда однозначны, есть и откровенно недоброжелательные. Однако большинство пользователей уверены, что основная причина прекращения серийного выпуска в конкуренции, отсутствии квалифицированных кадров разработчиков и возможности оплачивать работу профессионалов. Этот автомобиль все еще встречается на российских дорогах, востребован на вторичном рынке и не только из-за низкой стоимости, но и из-за своих полезных особенностей.