Редуктор Камаза-5320 — одна из самых надежных деталей в машине. Она редко ломается, если машину не перегружают и периодически обслуживают. Как и все механизмы в автомобиле, ресурс редуктора исчерпывается во время эксплуатации, и даже такая надежная деталь требует своевременной диагностики и технического обслуживания. А когда механизм все же ломается, то требуется незамедлительно провести ремонт, иначе в дальнейшем из строя выйдет коробка переключения передач.
Как устроен редуктор Камаза-5320
Редуктор представляет собой сложнейшее устройство, которое влияет на работу крутящего момента и приводит автомобиль к движению. Оно испытывает большие нагрузки при работе, из-за этого водителю необходимо регулярно проверять состояние механизма и при необходимости отправлять автомобиль в автосервис.
Помимо этого важно самостоятельно уметь разбираться в устройстве механизма. Состоит он из следующих частей:
- валов (первичного и вторичного);
- различных колес и гаек с зубьями;
- втулки для распорки;
- колес в форме конуса.
Кроме того, в конструкции используется множество сторонних предметов, которые участвуют при сборке иных механизмов для автомобилей.
Ниже представлена схема редуктора Камаз-5320.
Правильная работа механизма очень важна, и необходимо, чтобы редуктор постоянно был в рабочем состоянии. Поэтому при подозрениях в неисправности механизма лучше сразу отправиться в сервис или попытаться своими руками устранить неполадки. Для этого стоит знать, как самостоятельно отрегулировать устройство, чтобы провести техническое обслуживание без стороннего вмешательства.
Регулировка редуктора моста Камаз-5320
Когда редуктор полностью починили, его нужно вставить на место и правильно отрегулировать. Чтобы успешно с этим справиться нужно разбираться в устройстве данной конструкции. Как правило, настраивают натяжение подшипников редуктора Камаз-5320 на зубчатых колесах, регулируют дифференциал, налаживают боковой зазор и след контакта между шестеренками.
Интересно! Технические характеристики грузового автомобиля ГАЗ 66
Настройка зубчатого колеса происходит следующим образом:
- Необходимо сделать шайбу для регулировки тоньше примерно на 0,4 миллиметра. Для этого можно найти шайбу меньшего размера либо отшлифовать уже имеющуюся. Только при работе важно не переусердствовать и не переточить шайбу больше указанного.
- Вторым шагом нужно затянуть цилиндрическое колесо при помощи гайки.
- Затем замерить силу проворачивания стакана подшипника. Делать это нужно только во время вращения, иначе данные будут неточными.
Чтобы отрегулировать конические подшипники, нужно придерживаться следующего алгоритма:
- Так же, как и в предыдущей инструкции, нужно уменьшить толщину шайбы максимум на 0,6 миллиметра.
- При помощи подходящих гаек закрепить коническое колесо с моментом 240 ньютонов.
- Чтобы убедиться, что все прошло правильно, достаточно измерить силу проворачивания подшипника. Для получения правильных значений все измерения нужно проводить, пока деталь находится в движении, иначе данные будут ложными.
Как предотвратить поломку редуктора Камаза-5320
Чтобы редуктор на Камазе служил дольше, а ломался меньше, необходимо вовремя проводить техническое обслуживание. Именно своевременность и качество ТО определяют срок службы механизма.
Механик или опытный водитель с легкостью сможет распознать изношенные детали, которые впоследствии будут являться причинами более серьезного ремонта. Так, проводя техническое обслуживание, проверяют уровень масла в механизме, при необходимости производят замену или слив лишней жидкости. После этого смотрят, как закреплены механизмы, как прикручены болты. В случае неисправности, механизмы подтягиваются, а там, где необходима регулировка, возможно, понадобится подогнать некоторые детали.
Интересно! Техосмотр 2022 для грузовых автомобилей — регламент
Еще важно проверить сапун, через него может вытекать масло, для этого клапан извлекают и очищают. Помимо этого проверяют другие места герметизации, патрубки на наличие протечек, ухудшения герметичности и других неисправностей.
Хотя механизм передачи мощности считается одним из самых надежных в Камазе, нельзя забывать проводить техническое обслуживание детали. Проверить механизм легко, а его поломки случаются довольно редко.
На что обратить внимание при осмотре редуктора Камаза-5320
Осматривая редуктор моста Камаз-5320, следует обращать внимание на три важных момента:
- Перегрев главной передачи. Такое может происходить по нескольким причинам: в картере редуктора недостает или превышен уровень масла, при сборке устройства подшипники перетянули (закрутили сильнее, чем надо) или неправильно соединили зубцы шестеренок. Если не хватает масла в редуктор Камаза-5320, его добавляют. Если перелили, наоборот, сливают. В случаях неправильной сборки разбирают и регулируют как положено.
- На месте стоянки образовываются масляные пятна. Такое может быть из-за износа манжеты, если ее поменять, из редуктора перестанет течь масло. Также произошедшее может быть из-за загрязнения сапуна. Тогда он извлекается, тщательно промывается и очищается, после вставляется обратно.
- При работе машины слышны усиливающиеся шумы. Они могут исходить по множеству причин. Например, в редукторе стерлись (износились) конические подшипники. Данная проблема решается путем полной замены детали или простой регулировки. Среди распространенных причин — неправильная сборка редуктора. Шум может усиливаться потому, что нарушено зацепление в шестеренках. Необходимо осмотреть боковой зазор и контактное пятно. Также дефект встречается при изношенных шестернях, иногда сломанных зубьев. Заменив деталь и отрегулировав, шум уйдет. Также причиной может быть слабая фиксация подшипников редуктора в Камазе-5320. Данная проблема решается закручиванием гаек и регулировкой силы прокручивания.
Неисправности редуктора Камаза-5320
Камаз-5320 эксплуатируют с 1976 года, за это время машина стала легендой, столько она вынесла, и выехала, что каждый водитель знает своего кормильца лучше любой эксплуатационной книги. Среди них Лодук И.О, бывший профессиональный водитель, который и рассказал об основных проблемах редукторов в мостах Камаза-5320.
- Механизм «рвет» или заклинил. Проблема в том, что водитель дает чрезмерную нагрузку на главную передачу. Также такое может наблюдаться из-за проблем с блокировкой, посторонних предметов и забившейся в редуктор грязи.
- Образовался люфт. Из-за постоянных нагрузок механизм разбалтывается, как и детали внутри него. Проблема решается сборкой и разборкой устройства с последующей регулировкой и натяжением необходимых деталей: канонического подшипника, гайки, шестеренки. Также нужно их промыть и прочистить. Такая проблема может встречаться из-за некачественной сборки. Если же ее не устранять, неполадки дойдут до трансмиссии грузовика.
- Разболтались гайки, и откручивается редуктор Камаза. Данная проблема возникает, когда во время движения грузовика появляется излишняя вибрация. Тогда крепления механизма разбалтываются и перестают держать агрегат. Также такое может произойти из-за износившегося механизма и при неправильной установки агрегата.
Интересно! Технические характеристики МАЗ -6303
Стоимость ремонта и запасных частей редуктора Камаза-5230
Ни один мастер автосервиса не сможет сказать водителю стоимость ремонта без понимания проблемы (причины) неисправности. Так, например, в Москве цена ремонта редуктора начинается от 10 000 рублей. Причем починить редуктор среднего моста на Камазе-5320 стоит дороже примерно в два раза, цена на ремонт будет от 20 000 рублей.
С деталями несколько проще и сложнее одновременно, все из-за разброса цен. Некоторые детали стоят сущие копейки. Например, распорная втулка — 650 руб. за штуку. Некоторые детали стоят от 4 500 руб., другие — от 50 000 руб. Конические шестерни, например, стоят от 20 000 руб. Поэтому иногда ремонт Камаза влетает в копеечку, причем агрегат староват, и его все тяжелее обслуживать.
Редуктор в Камазе-5320 считается одним из самых прочных механизмов машины. Он редко нуждается в регулировке и настройке, но если за ним не ухаживать, то он выйдет строя намного быстрее положенного. Григорьев Василий, автомеханик, утверждает, что поводом для беспокойства могут стать регулярные перепады температур у редуктора, если наблюдается протечка масла и автомобиль вырабатывает непонятный шум. Все эти случаи говорят о проблемах в работе редуктора, халатность по отношению к которым может стать причиной окончательной поломки автомобиля, непригодному состоянию для езды и авариям.